Гродно (станция)


Гродно (белор. Гродна) — частично электрифицированная железнодорожная станция в городе Гродно (Беларусь) в Барановичском отделении Белорусской железной дороги. Административно объединена со станциями Аульс, Лососно, Брузги, Поречье. Ежесуточно обслуживает до 10 тысяч человек[2]. При вокзале станции действуют таможенная и пограничная зоны.

На вокзале есть пассажирские пути как на русской колее (1524 мм), так и на европейской колее (1435 мм); последние используются польскими электропоездами и также поездом Гродно - Краков . Электрифицировано на постоянном токе только направление на Польшу (Белосток), направления на Поречье и Мосты неэлектрифицированные[3].

Станция Гродно открыта 15 декабря 1862 года на участке Гродно—Поречье бывшей Петербурго-Варшавской железной дороги (позднее — Полесских железных дорог), первой железной дороги на территории современной Белоруссии. С 1907 года — узловая.

До 1946 года станция была в составе упразднённой Белостокской железной дороги, до 1951 года — в составе ликвидированного Гродненского отделения упразднённой Брест-Литовской железной дороги[4].

Современное здание вокзала было построено в 1986 году (старое при этом было снесено). К 2013 году произведено обновление вокзального здания, масштабная реконструкция всего вокзально-станционного комплекса завершается в 2015 году[5].

2 (14) марта 1863 года группа из 42 повстанцам под командованием капитана повстанческих войск Леона Кульчицкого атаковала Гродненский железнодорожный вокзал. Их целью был захват паровоза, с помощью которого они планировали пробиться в Поречье до лагеря отряда Людвига Нарбута. Однако роту регулярных войск, которая охраняла вокзал, удалось во время несколькочасового боя отразить нападение мятежников и пресечь их попытку захватить транспорт. В результате из 42 бойцов лишь 5 человек (включая Кульчицкого) избежали пленения либо смерти в бою и смогли присоединиться к отряду Нарбута.