Гутьеррес Алеа, Томас


Томас Гутьеррес Алеа (исп. Tomás Gutiérrez Alea; 11 декабря 1928, Гавана16 апреля 1996, там же) — кубинский кинорежиссёр документального и игрового кинематографа, авторитетный представитель так называемого третьего кинематографа.

Из обеспеченной семьи. В юности несколько лет занимался музыкой. Рано увлекся кино, но, идя по стопам отца, окончил юридический факультет Гаванского университета (1951 год). Уехал учиться в Экспериментальный центр кинематографии в Риме (1951—1953). Начинал как документалист. Испытал влияние итальянского неореализма, Луиса Бунюэля, Сергея Эйзенштейна. После Кубинской революции стал одним из основателей Киноинститута Кубы (INCAIC), в котором много лет преподавал. Неоднократно представлял Кубу и Латинскую Америку на зарубежных кинофестивалях и конференциях деятелей культуры. В 1963 с фильмом «Двенадцать стульев» (по роману И. Ильфа и Е. Петрова) приезжал в Москву.

Гутьеррес Алеа — один из крупнейших кинолетописцев кубинской реальности накануне и после революции. Его фильмы отличались социально-критической направленностью, склонностью к абсурдизму и чёрному юмору, но в целом не входили в прямое столкновение с идеологией и цензурой правительства Фиделя Кастро.

Номинант и лауреат национальных и международных кинопремий. Премия Министерства культуры Кубы за вклад в национальную культуру (1981). Премия кубинской критики за книгу Диалектика наблюдателя (1983). Высший знак государственного отличия — кубинский орден Феликса Варелы первой степени (1988). Ретроспективы фильмов режиссёра были представлены в Нью-Йорке (1985, 1995), в Британском киноинституте в Лондоне (1989), в Испании и Франции (1994), Индии (2001).