Чёрный юмор


Чёрный юмор — юмор с примесью цинизма, комический эффект которого состоит в насмешках над смертью, насилием, болезнями, физическими отклонениями или иными «мрачными», макабрическими темами. Чёрный юмор — обычный ингредиент абсурдистики в литературе и в кино (ОБЭРИУ, «Монти Пайтон», театр абсурда).

Термин «чёрный юмор» (фр. humour noir) французского происхождения. Он встречается у символиста Гюисманса в 1880-е годы, однако в широкое употребление введён адептами сюрреализма, а в первую очередь Андре Бретоном, составившим в 1939 году «Антологию чёрного юмора[fr]».

Бретон возводил истоки «чёрного юмора» к литературе Просвещения — к произведениям СвифтаСкромное предложение»), ВольтераКандид»), СтернаТристрам Шенди»). Не лишены «чёрного» оттенка некоторые пародии на готический роман. Для философского обоснования мрачной комедии сюрреалисты привлекали учения Гегеля и Фрейда.

В простонародной среде «чёрный юмор» продолжал средневековую карнавальную традицию, представленную «плясками смерти» и «пирами во время чумы». По этой причине поистине народными стали мрачная песня из бурлетты «Сержант-рекрутёр» и полная жутких страшилок немецкая книжка для детей «Стёпка-Растрёпка». В фольклористике термин «чёрный юмор» используется для характеристики таких форм современного городского фольклора, как «садистские стишки» и анекдоты о мёртвых младенцах.

Из произведений XIX века Бретон включил в свою антологию сочинения Шарля Бодлера, Льюиса Кэррола и Альфонса Алле. В русской литературе с чёрным юмором ассоциируются имена Антона Чехова (святочные рассказы), Саши Чёрного, Даниила Хармса и Григория ОстераВредные советы»).

«В любой жизни есть свои взлёты и падения, — как говаривал один мой знакомый лифтёр»[1].