Гёки


Гёки (яп. 行基 Ге:ки, 668, уезд Отори, провинция Кавати, Япония749, храм Сугавара[англ.], Нара, Япония), также Гёги — буддийский монах и проповедник из Японии, живший в эпохи Асука и Нара. Активно занимался проповедью в провинции и имел напряженные отношения со столичными религиозными институциями. Прославился своей просветительской и благотворительной деятельностью, обрёл огромную популярность в народе. Был объявлен реинкарнацией бодхисаттвы Манджушри. По поручению Императора Сёму (яп. 聖武天皇 Сё:му тэнно:, 701756) собирал средства на изваяние статуи Большого Будды в храме Тодайдзи. Стал первым в Японии монахом, которому было присвоено наивысшее звание в монашеской иерархии — дайсодзё (яп. 大僧正 дайсо:дзё:, «архиепископ»)[1].

Среди всех фигур раннего японского буддизма Гёки выступает одним из наиболее популярных персонажей буддийской житийной литературы[2].

Древнейшим из дошедшим до наших дней источником по биографии Гёки является краткая (309 иероглифов) эпитафия Дайсодзё сярибёки (яп. 大僧正舎利瓶記 Дайсо:дзё: сярибё:ки, «Эпитафия на мощах архиепископа») за авторством его ученика Синсэя[3][4]. Эпитафия перечисляет корейских предков Гёки, приводит дату принятия монашеского обета, сообщает о его огромной популярности и о присвоении звания дайсодзё[5].

Впервые об обнаружении могилы и эпитафии проповедника сообщалось в сочинении Икомаяма Тикурин-дзи энги (яп. 生駒山竹林寺縁起, «История храма Тикурин-дзи на горе Икома»), которое написал местный монах Дзякумэцу[6]. Согласно хронике храма, в 24-й день 6-го месяца 1234 года дух Гёки сообщил монаху Кэйону место погребения урны с останками. Остальные подвижники не поверили товарищу. На следующий год монаха продолжили посещать видения с участием духов Гёки и его матери. Дух древнего проповедника говорил, что, раскопав урну, Кэйон выпустит в мир дхарму Гёки и спасёт местных жителей от надвигающихся бедствий. Наконец, до монаха Тикурин-дзи[яп.] дошла новость о белой дымке в главном зале храме Эбара[англ.]. Именно на этот храм указывал дух, говоря о месте захоронения праха Гёки. Кэйон выкопал урну, несмотря на протесты местных жителей, и первым обнаружил на сосуде эпитафию. Монахи Тикурин-дзи перезахоронили урну в родном для Гёки уезде Отори в провинции Кавати. Позднее вокруг новой могилы сформировался ставший особенно популярным в XIV веке культ. По другим источникам, в честь обнаружения эпитафии была возведена пагода со статуей Гёки внутри. Перед статуей стоял посвящённый монаху алтарь с эпитафией, а стены были расписаны портретами 12 учеников Гёки и основателей крупных буддийских школ[7].