Г-11


Г-11 — советский десантный планёр 1940 годов конструкции В. К. Грибовского. Использовались также обозначения Гр-11 и Гр-29. Планёр Г-11 представлял собой свободнонесущий высокоплан деревянной конструкции с объемным коробчатым фюзеляжем. Металл использовался в малых количествах только в наиболее нагруженных местах. Буксировщиками планёра выступали самолёты: Ли-2, СБ или ДБ-3Ф. Широко использовался в десантных операциях Красной Армии во время Великой Отечественной войны.

С началом войны ОКБ-28 получило новое срочное задание по созданию десантного планёра для перевозки 11 человек. Приказ о выдаче задания датируется 7 июля 1941 года. Когда заместитель наркома авиапромышленности А. С. Яковлев спросил у Грибовского, в какой срок он сможет спроектировать и построить такой планёр, то получил твердый ответ — за два месяца. Яковлев потребовал письменного ручательства, которое тут же было написано Грибовским[1].

Первые чертежи для изготовления Г-29 поступили в цех 11 июля, а уже 2 августа планёр в основном был готов. 1 сентября 1941 года начались первые подлёты, а 18 сентября последовало решение об организации серийного производства на двух деревообделочных заводах в городе Шумерля (завод № 471) и поселке Козловка (завод № 494). Лётные испытания, прошедшие в конце сентября, показали вполне приемлемые пилотажные характеристики Г-29. Для смещения центровки пустого планёра вперед (это требование ВВС, на случай продолжения полёта планёра после покидания его десантниками на парашютах), в серии крыло передвинули немного вперед. При этом, в посадочной конфигурации с выпущенными щитками, стала наблюдаться тряска хвостового оперения. Тряску устранили путём устройства перфорации на щитках.

Сразу после окончания испытаний, 28 сентября 1941 года Грибовский выехал на завод № 471, а его заместитель Ландышев — на завод № 494.

18 октября в Шумерлю прибыл первый эшелон с «хозяйством» ОКБ-28, а уже 7 ноября здесь собрали первый головной десантный планёр. До конца года завод № 471 изготовил 10 серийных аппаратов, которые по количеству перевозимых десантников получили обозначение Г-11.

Производство Г-11 нарастало вплоть до июня 1942 года, когда выяснилось, что военные попросту не готовы к приему большого числа десантных планёров. Не хватало самолётов-буксировщиков и пилотов-планеристов. Так как хранение планёров в течение длительного времени не предусматривалось, их нахождение под открытым небом могло привести к снижению прочности и надежности.