Давид Анахт


Дави́д Ана́хт (арм. Դավիթ Անհաղթ, Давид Непобедимый; конец V века — 1-я половина VI века[1]) — армянский философ-неоплатоник, представитель Александрийской школы неоплатонизма[1].

Давид Анахт учился в Александрии у неоплатоника Олимпиодора на которого позже не раз ссылался, и в Афинах.

Прозвище «Непобедимый» получил за постоянные победы в философских спорах. Философской деятельностью занимался в Византии, в зрелом возрасте вернулся в Армению. Умер в Северной Армении. Произведения сохранились на армянском и греческом языках.

Философия Давида Анахта изложена в четырёх сочинениях: «Определения философии», «Анализ „Введения“ Порфирия», «Толкование "Категорий" Аристотеля», «Толкование "Аналитики" Аристотеля». Она сочетает классический платонизм с элементами учения Аристотеля и Пифагора. В работах затрагивается широкий круг философских вопросов: о природе и назначении философского знания, о возможностях человека в познании мира, о роли логики в познавательных процессах и др.

Наибольшую известность получил трактат Давида Анахта «Определения философии». В этом трактате Давид осуждает скептицизм и релятивизм, отстаивает значение и ценность философской мысли. Философию он подразделяет на теоретическую и практическую. Исходным началом теоретической философии является познавательная способность души, опирающаяся на практические нужды человека; целью — постижение сущего. Практическая философия, на основе результатов теоретической, должна вести души людей к добродетели. Указание путей избежания зла, стремление к духовному возвышению и самосовершенствованию — вот главное, по Давиду, предназначение философии в целом.

В отношении сущего существует четыре вопроса-подхода: Существует ли сущее? Что есть сущее? Какова сущность сущего? Для чего существует сущее?