Данышмендиды


Данышмендиды (тур. Danişmendliler) — династия, основавшая в Анатолии после 1071 и не позднее 1085 года эмират вокруг городов Токат, Амасья и Сивас, правившая им до 1143 года, когда он был разделён на три, а затем правившая этими эмиратами до 1178 года.

Эмират, вероятно, был основан после битвы при Манцикерте одним из эмиров сельджукского султана Алп-Арслана Данышмендом Гази. Первоначально власть Данышмендидов распространялась на район Северной Анатолии вокруг городов Токат, Амасья и Сивас. Позднее они укрепились в Никсаре и перенесли туда свою столицу.

В начале XII века Данышмендиды были соперниками анатолийских сельджукских султанов, а также боролись с крестоносцами. В 1134 году аббасидский халиф аль-Мустаршид даровал внуку Данышменда Эмиру Гази титул мелик.

В 1143 году эмират распался на три (со столицами в Сивасе, Малатье и Кайсери) вследствие борьбы за трон. В Кайсери правил лишь один представитель династии с 1143 по 1166 года. В Сивасе ветвь династии правила до 1174/75 года, в Малатье до 1178 года. Обе ветви закончили правление, будучи покорены султаном Рума Кылыч-Арсланом II.

По словам И. Меликофф, происхождение и первые завоевания основателя династии, эмира Данышменда, неясны. Эпос Данышменд-наме, героем которого он являлся, привёл к путанице фактов. Устное предание о Данышменде впервые было записано в 1245 году. Роман приписывал Данышменду связь с эпическими героями и породил ошибки в описаниях первых правителей династии[18]. Когда историки заинтересовались первыми Данышмендидами, им пришлось использовать легенды или воображение, чтобы заполнить пробелы в фактах[20]. Османские историки XVI века Гелиболулу Али и Дженаби[тур.] рассматривали Данышменд-наме как историческую хронику и в своих работах смешали легенды и факты. После эти ошибки повторяли историки Мехмед Карамани, Кятиб Челеби, Мюнеджимбаши Ахмед Деде[англ.] и Хезарфен, а за ними и востоковеды[18].

Попытки учёных определить, что из рассказов о Данышменде является легендой, а что нет, приводили к ещё большей путанице[18]. Уже Ибн Биби (ум. 1282) писал во введении к своей хронике, что не включил в него события жизни Данышменда Гази, поскольку прошло много времени с того времени, когда он жил, и есть много противоречивых данных. Ибн Биби показал на примерах, насколько двусмысленной и запутанной была история Данышмендидов к концу XIII века[21].