Дарды


Да́рды (санскр. darada-) — устоявшееся в научной литературе обозначение народов общего индоиранского (арийского) происхождения, издавна населяющих Гиндукушско-Гималайский регион. Языки дардских народов обычно считаются генетически единой группой сильно разошедшихся языков, наиболее близкой к индоарийской. Дардские языки традиционно рассматриваются как рано отошедшая подгруппа последних, хотя в настоящее время разрабатываются классификации, придающие им статус отдельной группы внутри индоиранской ветви. Нуристанцы, значительно сближающиеся с дардами в области материальной и духовной культуры, а также общей ареальной лексики, в настоящее время рассматриваются как отдельная языковая общность.

Этноним «дарада» (санскр. दरद darada-) первоначально обозначал народ, живший по соседству с Кашмиром. Он упоминается также у Геродота[1]. Ныне дардами (dard, dārd) называют себя носители гурези, одного из диалектов языка шина[2]. Распространением на все дардоязычные народы региона и их языки этот термин обязан венгру Лейтнеру, находившемуся на английской службе[3], хотя словом «дарду» кашмирцы ещё в XIX в. обозначали северо-западных горцев. Для жителей северо-западной Индии в санскритской литературе также употреблялся термин Piśāca, а местный пракрит назывался пайшачи (Paiśāci).

Некоторые речные долины, населяемые дардами, упоминаются в Ригведе. Вероятно, зона формирования дардских языков непосредственно примыкала к ареалу ведийского языка. В среднеиндийскую эпоху долины реки Кабул и верхнего Инда подверглась экспансии индоарийских пракритов, а в дальнейшем новоиндийских языков и пашто, окончательно оттеснивших дардов в горы и раздробивших дардский ареал на изолированные части. В горах дарды соприкасались с носителями местных неиндоевропейских языков (ср. ведич. kirata-) и постепенно ассимилировали их. Остатками доиндоевропейского населения, не ассимилированного дардами, являются буриши. Буришский культурный и языковой субстрат особенно заметен у дардов-шина, но и буриши подверглись сильному дардскому влиянию.

Дардоязычные народы проживают в Джамму и Кашмире, Ладакхе (Индия), на территории Азад Кашмира, контролируемой Пакистаном, в провинциях Гилгит-Балтистан и Хайбер-Пахтунхва (север Пакистана) и на северо-востоке Афганистана (провинции Кунар, Нангархар, Лагман, Каписа).

Кашмирцы, будучи самым большим дардоязычным народом, значительно отличаются от остальных дардов, их культура сближается с культурой соседних индуистских и мусульманских индоарийских народов, что объясняется длительным воздействием индуизма, буддизма, а в дальнейшем и ислама. В настоящее время большинство кашмирцев исповедует суннитский ислам (96 %). Ислам широко стал распространяться в Кашмире в XIV в. благодаря усилиям шейха Мир Саида Али Хамадани и полностью вытеснил доминировавший здесь многие столетия махаянический буддизм. Меньшинство (кашмирские пандиты) придерживается шиваистского индуизма. Кашмирский шиваизм имеет глубокие корни, его носители относятся к брахманской варне.