Нуристанцы


Нуристанцы (перс. ‎, пушту نورستانی‎ «житель Страны Света»), бывш. кафи́ры (перс. ‎, пушту کافر‎ «неверный») — группа родственных племён, населяющих прежде всего провинцию Нуристан на северо-востоке Афганистана, часть живёт также в провинции Кунар и в о́круге Читрал в Пакистане. Область расселения представляет собой труднодоступные долины южного склона Гиндукуша в верховьях рек Алинагар, Печ и др. Численность нуристанских племён составляет около 120 тыс. чел. Говорят на нуристанских языках, которые входят в индоиранские языки.

Нуристанцы известны прежде всего тем, что до конца XIX в. не подчинялись равнинным мусульманам и сохраняли традиционную политеистическую религию (см. Гиндукушская религия).

Особое положение нуристанских языков в арийской ветви индоевропейской семьи языков предполагает раннюю изоляцию языковых предков нуристанцев от остальных индоиранцев. Предполагается, что предки нуристанцев были первыми индоевропейцами, населившими регион к югу от Гиндукуша и в дальнейшем они всё дальше оттеснялись в горы носителями индоиранских языков, где на их этногенез большое субстратное влияние оказало местное неиндоевропейское население.

Некоторые исследователи связывают предков кафиров-нуристанцев с древними камбоджами (санскр. kamboja-)[1][2] — народом в горах Гиндукуша, ориентируясь на нуристанские топонимы k’om/kāmozi. Предполагается также, что название «кафиры» связано с исторической областью Капиша (санскр. Kapiśa-, др.кит. Ki-pin, др.греч. Kapisenē), название которой отражено в имени современной афганской провинции Каписа[3]. Преобразованный в *Kapir, этот этнотопоним был в дальнейшем переосмыслен мусульманами как кафир, что только подкреплялось неприятием горцами ислама.

Давление на горцев-язычников с распространением в долине притоков Инда ислама, особенно после образования империи Махмуда Газневи, только возросло. В результате подобного вытеснения кафиров в XV в. часть народа калаша продвинулась в Читрал, где положила начало калашской народности, ассимилированной в языковом плане дардоязычными аборигенами[4].

Из-за традиционных чёрных одежд кафиров Гиндукуша мусульмане называли «сияпушами» (перс. سیاپوش‎ «покрытый чёрным»), легенды о которых до сих пор бытуют в Памиро-Гиндукушском регионе. Впервые сияпуши упоминаются в биографиях Тимура (кон. XIV в.)[5]. Кафиры отвечали на давление и попытки насильственного обращения в ислам грабительскими набегами в нижележащие земли, и к их святыням мусульманам не было доступа.