Древнекитайский язык


Древнекитайский язык (кит. трад. 上古漢語, упр. 上古汉语, пиньинь Shànggǔ hànyǔ, палл. шангу ханьюй) — нормативный традиционный китайский литературный язык, начавший формироваться с XIV века до н. э. в долине реки Хуанхэ и, позднее, на более обширной территории Великой Китайской равнины.

В своей письменной форме древнекитайский язык стал общим литературным койне для всей Восточной Азии (Япония, Корея, Вьетнам) и выполнял эту функцию вплоть до 1919 года, когда в результате Движения 4 мая в Китае официальным письменным языком был объявлен байхуа («понятный язык»), начавший формироваться на основе живых диалектов Северного Китая ещё в период Шести династий (420—589 н. э.).

Различаются собственно древнекитайский язык (кит. 古文, пиньинь Gǔwén, палл. гувэнь или кит. трад. 古典漢語, упр. 古典汉语, пиньинь Gǔdiǎn hànyǔ, палл. гудянь ханьюй), периодизация которого дана ниже, и классический/литературный китайский язык (кит. 文言, пиньинь wényán, палл. вэньянь), который использовался вплоть до XX века (подробнее см. работу С. Е. Яхонтова 1965 года «Древнекитайский язык») [2].

Центральным в истории древнекитайского языка считают период V—II вв. до н. э., также именуемый классическим[9].

Древнекитайский язык относится к сино-тибетским языкам (китайская ветвь). Не существует единого мнения относительно природы древнекитайского языка. Большинство исследователей считают, что он сформировался на основе живых доциньских диалектов и отражает разговорный язык эпохи до III в. до н. э. Некоторые же синологи полагают, что древнекитайский язык представлял собой специально разработанный письменный язык, обслуживавший поначалу акты ритуальной коммуникации и уже изначально не имевший прямого отношения к разговорному языку.

Уже к классическому периоду наметились существенные расхождения между письменной и разговорной формами древнекитайского языка. Письменная форма, отличавшаяся большой консервативностью, перестала быть понятной носителям разговорных китайских диалектов. Для овладения ею требовалось специальное обучение, а для понимания текста — специальные комментарии. Особенно резким противопоставление письменного и разговорного языков стало в эпоху Тан (618—907 гг. н. э.), когда учёные, поэты и литераторы решили очистить древнекитайский язык от нараставшей примеси разговорных элементов и искусственно вернули ему стиль и манеру письменного языка доциньской эпохи. В этот период можно уже говорить о сложившейся диглоссии. Тем не менее и в последующие эпохи элементы разговорного языка постоянно проникали в древнекитайский язык, в основном через буддийскую литературу, поэзию и драматургию.