Дашаватара


Дашавата́ра, также даша-аватара (санскр. दशावतार, IAST: daśāvatāra), — десять основных аватар Вишну (в некоторых традициях вайшнавизма — Кришны), которые обстоятельно описываются в Пуранах. В философии вайшнавизма аватара (санскр. अवतार, IAST: avatāra) обычно используется для обозначения «воплощения» или «явления», а даша (санскр. दश, IAST: daśa) на санскрите означает «десять». Это так называемые маха-аватары (великие аватары). Список дашаватар даётся в «Гаруда-пуране» (1.86.10-11). Там также выделяются те аватары, чья миссия была наиболее важной. Большинство аватар в этом списке характеризуется как лила-аватары. Первые четыре появились в Сатья-югу (первую из четырёх юг, или эпох, в индуистском цикле времени). Следующие три аватары снизошли в Трета-югу, восьмое воплощение в Двапара-югу и девятое в Кали-югу. Предсказано, что десятая аватара появится в конце настоящей эпохи Кали-юги.

По мнению исследователей, истоки концепции аватар Вишну содержатся уже в Шатапатха-брахмане[1][2][3].

Принятие Будды одним из аватаров Вишну произошло в эпоху Гуптов в период между 330 и 550 году нашей эры. К 8 веку н. э. Будда был объявлен аватаром Вишну в нескольких Пуранах. Мифологии Будды и Вишну имеют ряд структурных и существенных сходств, которые и способствовали ассимиляции Будды как аватара Вишну. Эта ассимиляция свидетельствует об индуистской двойственности по отношению к Будде и буддизму. Вишну также был ассимилирован в Сингальскую Буддистскую культуру.[4][5][6].