Трета-юга


Тре́та-ю́га (санскр. त्रेता युग, IAST: Tretā-yuga) — вторая из четырёх юг, или эпох, в индуистском временном цикле. Следует за Сатья-югой — эпохой совершенной нравственности, и предшествует Двапара-юге. Наиболее важными событиями этой юги были явление пятой, шестой и седьмой аватар Вишну — Ваманы, Парашурамы и Рамы. Трета-юга длится 1 млн. 296 тыс. лет и благочестие уменьшается на четверть, хотя люди по-прежнему очень возвышенны.[1]

Из четырёх брахманических качеств, аскетизма, чистоты, милосердия и правдивости, в Трета-югу в полной мере проявлены только три последние из них. Именно в эту югу человека начинают интересовать чувственные наслаждения. В это время возникают человеческие пороки.[1] Поэтому продолжительность жизни людей сокращается и составляет 10 000 лет. Основной духовной практикой и методом самоосознания в Трета-югу являются ведийские жертвоприношения Богу и дэвам.[1] В жертву приносятся гхи, зерно и некоторые виды растений.

Вишну явился как Вамана — карлик-сын Адити. Его миссией было помешать внуку Прахлады царю-асуре Махабали завершить яджну, которая сделала бы его более могущественным, чем царь небесных планет и девов Индра. Обеспокоенные девы убедили Вишну послать своего бхакту Бали в Паталу (низшие миры). Вишну сделал это воспользовавшись добродетелью царя, который отказался возвращаться назад на Землю. Вишну одарил Бали за его преданность огромной роскошью и властью над одним из низших миров. Вишну также дал ему благословение, благодаря которому Бали мог посещать своих подданных на Земле раз в году.

Вишну явился в виде брахмана Парашурамы и полностью уничтожил сословие воинственных кшатриев, которые бесчинствовали и причиняли много беспокойства. Оставшиеся без мужей кшатрийки обратились к брахманам, которые помогли им зачать детей. В результате в благоприятное время родились многочисленные дети, наделенные божественными качествами, и постепенно варна кшатриев была восстановлена[2]. После того как миссия Парашурамы была завершена, он продолжал жить как воин-отшельник. Много лет спустя он сразился с Рамой, потерпев поражение, признал его возвышенное положение. В Двапара-юге Парашурама вступил в дуэль с Бхишмой из-за Амбы, а также обучил Карну пользоваться Брахмастрой и проклял его после того, как обнаружил, что тот был не брахманом, а сыном колесничего (шудры). Он поклялся никогда не обучать и не становиться гуру для кшатриев. Говорится, что Парашурама жив и по сегодняшний день, медитирует в Гималаях и в конце Кали-юги будет обучать Калки аватару боевому ремеслу.