Асуры


Асуры (от санскр. и пали असुर [IAST: asura], тиб. ལྷ་མ་ཡིན་ [lha.ma.yin], кит. 阿修羅 или 阿修罗 [āxiūluo]), также Дайтьи (Daityas — «потомки Дити»)[1], — в индуизме низшие божества, называющиеся также демонами, титанами, полубогами, антибогами, гигантами, и находящиеся в оппозиции к богам Сурам (потомкам Адити), аналогично оппозиции «боги—титаны» или «боги—гиганты» в греческой мифологии. В зороастризме же — всё наоборот: асуры там объявляются богами, дэвы — демонами.

В ведийский период слово асура означало, скорее всего, «обладающий жизненной силой»[2]: к слову asu «жизненная сила» возводил этимологию М. Майрхофер[3]. В «Ригведе» асурами называют многих богов — Савитара, Агни, Митру, Варуну, Сурью и других.

В буддизме асуры употребляются в контексте, отличном от индуистского, и по-другому интерпретируются.

В Ригведе понятие «асура» не несет отрицательного значения и не противопоставляется богам. Одних и тех же божеств называют и дэвами (богами) и «асурами». Асурами называют богов солнца Савитара («златоруким асурой» (Ригведа, 1.35), «мудрым асурой» (4.53)), Сурью (8.101), Пушана (5.51).

Часто это слово (асура или обладающий асурской силой) относится к Индре (1.174, 3.38, 4.16, 6.36, 10.54), Варуне и Митре (1.24, 2.27, 4.42, 5.85, 5.63, 8.25, 8.42). Асурой называют Агни (2.1, 3.3), Апам Напата (2.35), Марутов, Рудру и др. Встречается оно и по отношению к соперникам (1.108, 7.99). В гимне «Ко всем богам»(3.55) повторяется фраза «велико могущество (asuratvam) богов, единственно». В «Атхарваведе» слово «асура» несколько раз встречается в значении обладающий «силой и мудростью». (3.22, 4.15, 6.108). В других случаях асурами называют врагов (2.27, 4.19), или же просят защиты и от богов и от асуров (4.10). В «Самаведе», Индру в одном месте называют асурой, в другом говорится о его победе над асурами.

В «Шукла-Яджурведе» встречается обращение к Савитару как к «златорукому асуре», с просьбой о помощи и защите. (34.26). Асурой в этой же вере называется Танунапат «Танунапат, асура, всем владеющий, бог среди богов». В «Кришна-Яджурведе» мотив конфликта богов и асуров с дальнейшей победой богов повторяется во многих разделах. Отмечается, что боги побеждают асуров с помощью жертвоприношений (2.6.1). В одном месте асурой называют Агни, в других подчёркивается, что Агни — вестник богов.