Дворец «Под бляхой»


Дворец «Под бляхой»[2] (польск. Pałac Pod Blachą) — особняк в стиле позднего барокко, построенный в 1720—1730 годах архитектором Якубом Фонтана близ Королевского дворца в Варшаве.

Территория, на которой сейчас находится дворец, тянется от Замковой площади к Висле. На месте современной трассы «В-З»  (польск.) 600 лет назад находился овраг, по дну которого шла дорога к переправе через реку. В овраге даже протекал ручей, который в XV веке называли Каменным (Kamienną). Во время строительства трассы найдено много интересных предметов старины и элементов средневековых деревянных конструкций. Первое строение на месте дворца имело характер обычного мещанского дома. Этот дом принадлежал королевскому кузнецу и оружейнику при дворе короля Яна-Казимира Вавжинцу Руффусу. Его строительство началось в 1651 году и было закончено до 1656 (точная дата окончания неизвестна). Дом был очень неудачно расположен, так как время от времени река заливала его подвалы. Здание примыкало к вазовским стенам города, что можно увидеть на гравюре «Вид Варшавы со стороны Праги» Эрика Дальберга (1656 год).

Первоначально скромное здание поменяло свой вид при восстановлении после уничтожения во время шведского потопа, по заказу нового хозяина Ежи Любомирского (с 1726 года краковский воевода). В начале XVIII века построено южное крыло дворца. К этому времени дворцовое строение стало привлекать взоры богатой шляхты и аристократии.

По видимому в 1720—1730 годах пристроено северное крыло, спроектирован новый главный фасад и полу-эллипсоидный тимпан со стороны Вислы. Проектировал эту перестройку Якуб Фонтана, который является первым архитектором резиденции, упомянутым в источниках. Главный корпус накрыла четырёхскатная крыша, покрытая медной жестью, которой дворец обязан своим названием. В архитектуре дворца видно влияние времени, когда барокко переживало последний расцвет. Сказала своё слово и другая трактовка здания. В нём нет ничего от замка и укреплений, скорее — от садовой архитектуры. Монолитный массив не нарушен ни одним выступом. Только смена пилястр полуколоннами, поддерживающими невысокий аттик с лепным гербом, отмечают его центр и вход. Сквозные — через оба этажа — и поставленные на маленькие базы, как бы прямо на землю, они придают ему большую легкость, как и сложные решетчатые окна с изогнутыми завершениями и еле заметные ажурные балкончики, намеченные между полуколоннами над входом. Низкие боковые крылья, охватившие сплошь вымощенный плитами парадный двор, замыкают здание, делая его уютней, интимней. Здание было увековечено на картинах псевдо-Каналетто в 1772 («Вид Варшавы со стороны Праги») и 1773 («Вид Варшавы с террасы Королевского замка») годах, которые послужили при восстановлении дворца после войны.