Дворец Петра III


Дворец Петра III — дворец, расположенный в юго-восточной части дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум». Был построен в 1758—1762 гг. по проекту архитектора Антонио Ринальди для наследника русского престола Великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III, и являлся главной постройкой в потешной крепости Петерштадт. Дворец сохранился до наших дней, и в настоящее время в нём располагается музей «Дворец Петра III».

В 1743 году Ораниенбаум (бывшее имение А. Д. Меншикова) был пожалован наследнику престола Петру Федоровичу[L 1]. Здесь для него в 1759—1762 гг. строится потешная крепость на южном берегу Нижнего пруда и речки Каросты, получившая название Петерштадт (нем. город Петра)[L 2]. Дворец для Петра III строился одновременно с крепостью[L 3], в документах того времени его называли «каменный дом»[L 2].

Дворец был единственным двухэтажным зданием в крепости и вместе с Почетными воротами крепости составлял единый ансамбль (архитектор А. Ринальди). Малые его размеры связаны прежде всего с тем, что для жилья дворец не предназначался[L 3]. Это был скорее павильон, в котором можно было отдохнуть после обеда.

Планировка и компоновка объёмов здания необычны. Дворец — почти кубическое двухэтажное здание с балюстрадой по краю крыши. В плане здание форму квадрата с одним из углов, срезанных по плавной дуге; именно эта «дуга» — главный фасад дворца, благодаря чему здание видно сразу с трёх сторон и придаёт дворцу более массивный и значительный вид[L 3].

Первый, служебный этаж истолкован как опора для второго, парадного; горизонтальная рустовка придаёт ему более приземлённый облик. Он стоит на невысоком цоколе, в котором сделаны окна. Во втором этаже создано внешнее впечатление большей лёгкости с помощью преобладания вертикальных линий. Окна второго этажа — по сути застеклённые двери, украшенные понизу коваными решётками; они соответствуют по расположению окнам первого этажа[L 3].

Дворец является первой самостоятельной работой А. Ринальди в России и в архитектурном отношении несет в себе черты стиля рококо, развитие которого в России не получило широкого распространения — практически сразу его заменил зарождавшийся тогда классицизм[L 3]. Таким образом, помимо дворца Петра III памятниками рококо являются другие объекты дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаума — Китайский дворец и павильон Катальной горки (автором которых также является Ринальди).