Делавинь, Казимир


Казими́р Жан Франсуа́ Делави́нь (фр. Casimir Jean François Delavigne; 4 апреля 1793, Гавр, Франция11 декабря 1843, Лион, Франция) — французский поэт и драматург, автор текста бывшего французского гимна La Parisienne. Брат драматурга Ж. Делавиня.

Казимир Делавинь родился 4 апреля 1793 года в городе Гавре. Воспитывался в лицее Генриха IV в Париже. В 1811 году появилась его ода на рождение римского короля, доставившая ему синекуру и возможность заниматься исключительно литературой.

После падения империи Делавинь выступил с тремя патриотическими поэмами: «La Bataille de Waterloo», «La Dévastation du Musée et des Monuments» и «Du Besoin de s’unir après le départ des étrangers». Эти «Messéniennes», как автор озаглавил свои поэмы, сразу доставили поэту громкую славу национального поэта. Все сказанное в «Messéniennes» было, как выразился Сент-Бёв, «честно, благородно и либерально», но с художественной точки зрения бесцветно, риторично и холодно. Вместе с энтузиазмом, воспламенявшим читателей этих поэм в минуту их появления, прошёл и интерес к ним.

К первому сборнику «Messéniennes» Делавинь присоединил две элегии на жизнь и смерть Жанны д’Арк, где, намекая на переживаемые бедствия, обращался за утешением к славе исторического прошлого.

Первое драматическое сочинение, классицистическая трагедия «Сицилийская вечерня», прошла в Театре Одеон в 1819 году с громадным успехом. В 1821 году представлена была драма «Пария», в которой, вдохновившись новеллой Ксавье де Местра «Le Lepreux de la cite d’Aoste», Делавинь изобразил человека, поражённого нравственной проказой и борющегося против своей судьбы. Эту трагедию часто сравнивали с «Athalie» Ж. Расина по поэтическим достоинствам хоров. Делавинь вложил много искренности и поэзии в изображение любви своей героини; но в общем «Пария», как и другие его драматические произведения, страдает злоупотреблением риторическими приемами. К этому же времени относятся две комедии Делавиня: «Les Comédiens» и «L’École des vieillards» (Комеди Франсез, 1823), доставившая Тальма один из его самых громких успехов.

В 1825 году Казимир Делавинь был избран во Французскую академию. Год, проведённый Делавинем в Италии, знаменовал переход его к новой манере. Из написанных им там небольших баллад некоторые, например «Le Miracle», обнаруживали желание приблизиться к действительности, изображать виденное, а не придуманное.