Делен, Дирк ван


Дирк Кристианс ван Делен (нидерл. Dirck van Delen; Dirck Christiaensz van Delen; ок. 1605, Хёйсден — 16 мая 1671, Мидделбург) — голландский живописец Золотого века искусства Нидерландов. Мастер жанра архитектурных перспектив: изображений дворцовых и церковных интерьеров[5].

Ван Делен родился в Хёйсдене, Южные Нидерланды. Вскоре после рождения Дирка его родители переехали в Бреду. Его художественное образование неясно[6].

В качестве учителей Делена называли имена Франса Халса и Хендрика Артса (последний также специализировался на «архитектурной живописи»). Более обоснованными являются гипотезы об обучении у Питера ван Бронкхорста или Бартоломеуса ван Бассена в Делфте. Таким образом влияние Хендрика Артса могло достичь ван Делена. Обучение в Делфте также могло бы объяснить совместную работу ван Делена и Антони Паламедеса[7].

В 1625 году Дирк ван Делен женился в Мидделбурге на Марии ван дер Грахт (1588—1650). Она была дочерью бургомистра Арнемейдена. В 1626 году у них родился сын по имени Питер. Второй женой Ван Делена была Катарина де Хане (1618—1652). Они поженились в 1650 году, но Катарина умерла при родах через два года брака. Третью и последнюю жену Ван Делена звали Йоханна ван Бален (1600—1668). Они поженились в 1658 году (ни один из его детей отца не пережил). Рядом с картиной в музее Арнемейдена имеется мемориальная доска, которую Дирк ван Делен установил своим трём женам.

В 1626 году он переехал в Зеландию и стал хозяином постоялого двора в Арнемейдене. С этого года и до своей смерти он был зарегистрирован в Арнемейдене, где заседал в городском совете, большую часть времени как бургомистр. С 1639 по 1665 год он был членом мидделбургской Гильдии Святого Луки. В 1666 году он подарил антверпенской Риторической палате «Братства Святого Духа», или «Оливковой ветви» (de Olyftack), картину «Аллегория искусств», которую он написал в сотрудничестве с живописцем Теодором Бойермансом. Два года спустя он стал членом Риторической палаты[8].

О его относительной известности свидетельствует тот факт, что в начале 1630-х годов ван Делен получил заказ на создание пяти больших картин (четыре из которых высотой около 3,1 метра), которые были установлены в Гааге, в доме графа Флориса II ван Палландта ван Кулемборга.