Дельвиг, Андрей Иванович


Барон Андре́й Ива́нович Де́львиг (13 (25) марта 1813 — 20 января (1 февраля1887) — инженер-генерал из рода Дельвигов, технический руководитель и организатор строительства многих крупных инженерных сооружений на территории Российской империи: водопровода в Москве и Нижнем Новгороде, нескольких железных и шоссейных дорог, переправ в горах Кавказа и др. Сенатор. Оставил ценные мемуары.

Сын отставного военного Рейнгольда Иоганна Дельвига (1783—1815), из остзейских баронов, и его жены Александры Андреевны (1788—1844), урождённой княжны Волконской. Родился в Воронежском (ныне Липецком) имении Студенец[2], принадлежавшем его деду по матери, князю А. А. Волконскому[3]. Братья — Александр и Николай. Двоюродный брат поэта Антона Дельвига.

В марте 1827 года начал учиться в Военно-строительном училище путей сообщения, которое было присоединено к Институту инженеров путей сообщения. После окончания института в 1832 году занимал должность производителя работ по устройству московского водопровода и был отмечен главноуправляющим путями сообщений и публичными зданиями К. Ф. Толем. По сообщению Н. П. Зимина, Дельвиг был главным «творцом русского водопроводного дела»[4].

В 1836 году работал над гидротехническими сооружениями Тульского оружейного завода. В 1838 году, в чине капитана, участвовал в работах по соединению рек Москвы и Волги. В том же 1838 году женился на Эмилии Левашовой, дочери отставного гвардии поручика Николая Васильевича Левашова[5]. В 1839 году назначен помощником инженер-полковника Максимова по устройству московских набережных и улучшению судоходства на реке Москве. В 1840—1841 годах работал на реке Кубань.

С 1842 года по 1858 год Дельвиг состоял при главноуправляющем путями сообщений П. А. Клейнмихеле. Проведённые им в 1853—1858 годах работы по переустройству Мытищинского водопровода намного улучшили водоснабжение Москвы. Дельвигу принадлежит первое в России и одно из лучших для того времени «Руководство к устройству водопроводов» (1856). Эта книга была удостоена Петербургской Академией Наук Демидовской премии и долгое время служила основным пособием при проектировании и строительстве водопроводов.

В 1861—1871 гг. занимал ряд высших постов в министерстве путей сообщения и много сделал для улучшения отечественного железнодорожного дела: ввёл сохранявшееся долгое время деление на «службы», организовал первые съезды представителей железных дорог, по его инициативе были созданы технические железнодорожные училища. В Москве в 1872 году при участии нескольких железных дорог было учреждено Дельвиговское железнодорожное училище, для которого Дельвиг пожертвовал дом в Кучином переулке и устроил при нём общежитие, обеспечив его капиталом[6], ныне это Московский колледж транспорта Российского университета транспорта (МИИТ)[7]. Председательствовал в совете Министерства путей сообщения и в продолжение 10 месяцев управлял министерством. В 1883 году был произведён в инженер-генералы.