Дельтаплан


Дельтапла́н (фр. deltaplane, от формы Δ греческой буквы др.-греч. δέλτα и лат. planum — «поверхность; плоскость»[1][2]) — сверхлёгкий безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха, планёр с гибким треугольным (дельтовидным) крылом.

Дельтаплан предназначен для планирующего полёта, обычно одного человека. Управление полётом — балансирное, осуществляемое смещением центра масс за счёт перемещения самого пилота относительно точки подвески. Основное использование дельтаплана — в дельтапланерном спорте.[3][4][5]

Изобретателем дельтаплана считается Аббас ибн Фирнас, который совершил первый полёт на нём в 875 году[6].

Первые прообразы дельтапланов — балансирные планера были испытаны немецким пионером авиации Отто Лилиенталем.

На заре космических исследований возникла проблема спуска космических аппаратов. В США рассматривали 2 варианта: управляемый спуск и приводнение спускаемого аппарата в океане (¾ поверхности Земли). Френсисом Рогалло было разработано крыло, представляющее собой тканевую обшивку на трубчатом каркасе, легко собирающееся и складывающееся в компактный пакет, получившее в честь его создателя название «крыло Рогалло». На начальном этапе космических исследований (программы «Джемини» и «Аполлон») был выбран достаточно хорошо исследованный парашют и только на следующем этапе была реализована идея управляемого спуска (программа «Спейс Шаттл»).

Прошедшее лётные испытания «крыло Рогалло» было опробовано в роли простейшего летательного аппарата для спуска с небольших высот, что в конце концов привело к появлению нового вида спорта — дельтапланерного (официально признан ФАИ в 1974 году). На этом этапе оценивали длительность и дальность полёта и точность приземления по парашютным правилам — первое касание. Очень скоро продолжительность полёта стали измерять сутками, дальность полёта — сотнями километров (в потоках обтекания), а точность приземления стала абсолютной — пилоты касались мишени, пролетая над ней и приземлялись в посадочном круге (десятки метров). Пришлось изменить правила соревнований, упражнения стали скоростными (прохождение маршрута за минимальное время), а точность приземления стали оценивать по максимальному расстоянию на пробежке.