Delta-Projekt


Delta-Projekt (проект «Дельта») — контракт на поставку в СССР более 10 000 тяжёлых строительных автомобилей на сумму около 1,1 млрд немецких марок, заключённый в 1974 году между западногерманской автомобилестроительной фирмой Magirus-Deutz и советской внешнеторговой организацией «Автоэкспорт».

К середине 1970-х годов Советскому Союзу, ведущему прокладку Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, для успешного выполнения строительства, требовалось значительное расширение грузового автомобильного парка. Для этих целей было решено закупить необходимое количество грузовиков за границей. Основное требование, предъявляемое к техническим характеристикам машин, — дизельный двигатель, способный выдерживать нагрузки при температуре окружающего воздуха от −45 °C до +30 °C.

Выбор пал на западногерманскую автомобилестроительную фирму Magirus-Deutz (являвшуюся в то время дочерней фирмой концерна Klöckner-Humboldt-Deutz AG (KHD)), имевшую свободные мощности, почти 60-летний успешный опыт производства грузовых транспортных средств и модели автомобилей, подходящих под условия контракта. Тяжёлые грузовики составляли 60 % от общего производства фирмы, дизельные двигатели воздушного охлаждения, разработанные конструкторами KHD, могли работать при температуре воздуха до −57 °C. Эти обстоятельства и явились решающим фактором, благодаря которому фирма из Ульма смогла выиграть у японских и других европейских конкурирующих фирм, также желавших получить заказ на поставку грузовиков в СССР, но производившие автомобили с моторами водяного охлаждения, которые были менее пригодны для работы в Сибири в суровых зимних условиях. Конкуренцию Магирусам могли составить грузовики чехословацкого завода Татра (производившего дизельные двигатели воздушного охлаждения собственной разработки) или югославского ТАМ (производившего двигатели по лицензии Deutz), но эти предприятия не обладали достаточными производственными мощностями, чтобы произвести требуемое по контракту количество автомобилей. Дизельные моторы KHD с воздушным охлаждением, разработанные ещё в 1936 году заводом Deutz (называвшимся тогда Humboldt-Deutzmotoren AG), были доработаны по специальному заказу вермахта так, чтобы они смогли работать при сильных морозах. Немцы планировали использовать их в тяжёлых климатических условиях в боевых действиях против Советского Союза во время Второй мировой войны. Такие моторы устанавливались на военные автомобили, в первую очередь на тягачи RSO.