Деммени, Евгений Сергеевич


Евгений Сергеевич Деммени́ (28 февраля [12 марта1898, Санкт-Петербург — 23 января 1969, там же) — советский актёр, режиссёр, теоретик и историк кукольного театра; заслуженный артист РСФСР (1934).

Несмотря на то, что во многих официальных изданиях дата рождения Деммени указана по новому стилю как 12 марта, сам Деммени всегда отмечал свой день рождения на следующий день, 13 марта и считал это число счастливым для себя.

В автобиографии он писал: «По происхождению — дворянин, по образованию — военный, по устремлениям — актёр». В возрасте 5 лет был отдан в Николаевский Кадетский корпус, по окончании которого окончил офицерские курсы Пажеского корпуса и выпустился в 1916 году в чине прапорщика инженерных войск. Октябрь 1917 года встретил в действующей армии в должности начальника мостовой команды. В декабре 1917 года избран помощником командира батальона, в начале апреля 1918 года демобилизован. В ноябре 1918 года как профессиональный военный вступил в ряды Красной Армии. За участие в боевых действиях на Северном и Карельском фронтах молодой командир Деммени был награждён почётным знаком «Честному воину Карельского фронта». Повторно демобилизовался в 1922 году.

Как актёр-любитель начал выступать с 1918 года — 10 апреля состоялся его актёрский дебют на сцене Народного Дома в Петрограде. В 1924 году создал при Ленинградском ТЮЗе «Театр Петрушки», который в 1930 году был объединён с Театром марионеток и получил наименование Ленинградский государственный кукольный театр, которым Деммени руководил и которому потом — уже в девяностые годы двадцатого века — было присвоено его имя. Деммени оставался руководителем театра 45 лет, до самой смерти, поставив в нём около 150 спектаклей.

Когда-то Самуил Маршак назвал Деммени «наркомом Петрушки» («Учитесь, друзья, у наркома Петрушки — до старости лет не бросает игрушки...»). В этой шутке был глубокий смысл: ключевым словом для определения значения Деммени в истории отечественного детского театра является слово «впервые». Его поиски в 1920—1930-е годы определили пути развития этого вида искусства.

Первые спектакли на современную тему, первые произведения классиков на кукольной сцене («Свадьба» Чехова, «Ссора Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем» по Гоголю, послевоенные «Виндзорские насмешницы» по Шекспиру, «Лекарь поневоле» Мольера).