Переход Швеции на правостороннее автомобильное движение


Переход Швеции на правостороннее автомобильное движение или День «H» (швед. Dagen H, где буква H обозначает швед. Högertrafik «правостороннее движение») — дата перехода Швеции с левостороннего на правостороннее автомобильное движение 3 сентября 1967 года.

Ещё 10 февраля 1718 года правостороннее движение было официально введено в Швеции королём Карлом XII, но уже 12 декабря 1734 года это постановление было отменено, а 24 мая 1868 года согласно закону нельзя было однозначно выделить ни левостороннее, ни правостороннее движение, что в то время не имело большого значения из-за низкой интенсивности дорожного движения (конные повозки и экипажи легко находили способ разъехаться)[1].

К середине XX века Швеция оставалась последней страной в континентальной Европе, использовавшей левостороннее движение. Соседние скандинавские страны (Дания и Норвегия), а также Финляндия пользовались правосторонним движением, что создавало массу неудобств при пересечении границы, особенно на протяжённой и не всегда обозначенной в сельской местности границе с Норвегией. К тому же бо́льшая часть используемых в стране автомобилей (даже шведского производства) была оборудована левым рулём: сначала американцы не хотели делать особенных машин для такого маленького рынка, как Швеция, и продавали леворульные машины под предлогом «хорошо видной обочины», затем в дело пошёл консерватизм[2][нет в источнике].

Сторонники перехода на правостороннее движение, поддерживаемые рядом экспертов, считали, что это приведёт к снижению аварийности на дорогах. В частности, использование левого руля при правостороннем движении даёт водителю лучший обзор встречной полосы движения и должно способствовать уменьшению лобовых столкновений. Это также было связано с несчастными случаями, которые непропорционально часто происходили на длинной границе Швеции с Норвегией и Финляндией, там, где друг с другом пересекались лево- и правостороннее движения.

Торопиться приходилось и потому, что на большинстве автомобилей того времени стояли типовые дешёвые круглые фары. В Европе началась тенденция к переходу на прямоугольные блок-фары, специфичные для той или иной марки и значительно более дорогие — так что каждый упущенный год превратился бы в дополнительные затраты.