Дервиз, Павел Григорьевич фон


Павел Григорьевич фон Дервиз (31 января [12 февраля1826, Лебедянь, Тамбовская губерния, Российская империя — 2 [14] июня 1881[1]) — русский предприниматель и меценат, известный как концессионер и строитель железных дорог в Российской империи. Действительный статский советник.

Павел Григорьевич происходил из дворянского рода Дервиз; его немецкий предок Иоганн Адольф фон Визе переехал в Россию в 1740-х гг. Отец был директором Гатчинского сиротского института. Начальное образование Павел Григорьевич получил в английском пансионе Гирста в Петербурге. Затем поступил в училище правоведения, откуда был выпущен с золотой медалью в 1847 году. Вскоре фон Дервиз поступил на службу в сенат в департамент герольдии; во время Крымской кампании служил в военном ведомстве в Провиантском департаменте.

Около 1857 года он оставил интендантскую службу и переехал на жительство в Москву. Он вначале не обладал крупными денежными средствами, но его талант и предприимчивость помогли ему сделаться одним из богатейших промышленников России того времени. В Москве он был приглашён в 1857 году председателем Общества Московско-Саратовской железной дороги[2] Н. Н. Аненковым в качестве генерального секретаря этого общества, в котором он позже стал председателем правления переименнованого Общества Московско-Рязанской ж.-д. (с 1863 по 1868 гг.). В 1859 году Фон Дервиз получил (совместно с другими предпринимателями) концессию на постройку железной дороги от Москвы до Саратова. Собрать весь капитал на постройку этой грандиозной линии не удалось — железная дорога была проложена от Москвы только до Рязани. Постройка новых железных дорог была очень нужна стране и правительство предоставляло предпринимателям большие льготы.

В конце 1863 года фон Дервиз написал ходатайство о предоставлении ему постройки новой линии от Рязани до Саратова через города Козлов и Тамбов, и предлагал построить на первом этапе участок от Рязани до Козлова. Ходатайство было отклонено. В 1864 году он снова послал ходатайство о постройке Рязанско-Козловской железной дороги, но на других коммерческих условиях. Вступив в компанию с инженером К. Ф. фон Мекком, фон Дервиз, пользуясь покровительством Чевкина, получил 12 марта 1865 года концессию на постройку Рязанско-Козловской железной дороги, строительство которой было закончено 4 сентября 1866 года. Выпущенные Обществом облигации были реализованы в очень короткий срок.[3]Дорога стала одной из первых в России по перевозке хлебных грузов и это дало ей с первого года эксплуатации значительный доход (например, составивший в 1869 г.— 18,1% годовых на акционерный капитал). В связи с большой популярностью линии был достроен второй путь к 1 июня 1870 года. Впоследствии, в той же компании, фон Дервизом была построена Курско-Киевская железная дорога— полностью закончена в 1870 году.