Мекк, Карл Фёдорович фон


Карл Фёдорович фон Мекк (нем. Karl Otto Georg von Meck, Карл Отто Георг фон Мекк; 22 июня (4 июля1821, имение Шлампен[1] (Слампская волость), Туккумский уезд, Курляндская губерния, Российская империя — 26 января (7 февраля1876, Москва) — российский предприниматель, один из основоположников российского железнодорожного транспорта.

Происходил из старинного немецкого остзейского дворянского рода Фон Мекк, перебравшегося в Лифляндию из Силезии в конце XVI века. Родоначальником Фон Мекков принято считать канцлера Силезии Фридриха Фон Мекка, родившегося в 1493 году[2].

Отец Карла Фёдоровича, также вначале избравший военную карьеру, позднее перешёл на службу в Министерство финансов — чиновником таможенного округа. Умер он от холеры в 1830 году, не дослужив до пенсии и оставив вдову, дочь бургомистра Митавы Вильгельмину фон Мекк, с пятью малолетними детьми без всяких средств к существованию.

Карл фон Мекк в 1838 году был определён в Институт Корпуса инженеров путей сообщения, окончив который, в 1844 году поступил в чине поручика на службу в Ведомство путей сообщения; с 1847 года — штабс-капитан, с 1851 — капитан[1]. Вскоре он был назначен начальником дистанции Московско-Варшавского шоссе, а затем инспектором по строительству стратегических дорог в западной части России[3].

В начале 1848 года он женился на семнадцатилетней дочери помещика Фраловского из Смоленской губернии. Семья обосновалась в Рославле[3]. Его супруга, Надежда Филаретовна, впоследствии написала:

Мой муж <…> служил на казённой службе, которая доставляла ему тысячу пятьсот рублей в год — единственные, на которые мы должны были существовать с пятью детьми и семейством моего мужа на руках. Не роскошно, как видите…