Дерево Бодхи


Дерево Бодхи — в буддизме — легендарное дерево в роще Урувелла, медитируя под которым, принц Гаутама достиг просветления и стал Буддой. Предполагают, что в этом предании упоминается вполне реальное дерево, относящееся к виду Ficus religiosa. Дерево Бодхи — самое почитаемое место паломничества в Анурадхапуре (8°20′41″ с. ш. 80°23′50″ в. д.HGЯO). Из семени этого дерева был выращен саженец, и посажен в индийском городе Бодх-Гая, возле храма Махабодхи (24°41′45″ с. ш. 84°59′28″ в. д.HGЯO).

Дерево Бодхи — один из главных символов в буддизме, он присущ всем буддам. В буддийских монастырях дерево специально культивируется и высаживается[1].

То дерево, под которым Гаутама достиг просветления в Бодх-Гае, не сохранилось, однако из его семени было выращено дерево в Анурадхапуре на Шри-Ланке во времена царя Ашоки. Примерно через 50 лет после смерти Ашоки к власти пришли цари династии Шунга. По приказу царя Пушьямитра дерево было уничтожено. После смерти царя со Шри-Ланки был доставлен новый росток, из которого выросло дерево, стоявшее около 800 лет, но срубленное в VI веке во время правления бенгальского царя Шашанги. Позднее из Анурадхапуры был доставлен ещё один росток, из которого выросло дерево, просуществовавшее до 1876 года, когда оно было повалено бурей. Новый росток был посажен в Бодх-Гая из того же материнского дерева в Анурадхапуре, которое стоит до сих пор[1].

В саду Махамегхавана (IAST: Mahāmeghavana) царь Деванампия Тисса (англ. Devānāmpiya Tissa) собственноручно высадил отводок дерева Бодхи, исполнив тем самым одно из пяти последних пожеланий Гаутамы Будды[2][3]. Это сопровождалось пышной торжественной церемонией; Тиссе помогали знатные люди Каджарагама (Kājaragāma), Чандангама (Candanagāma) и Тивакка (Tivakka); Сангхамитта и Махинда присутствовали при этом. Отводок укоренился восемью корешками, вырос в большое дерево, давшее плоды и семена. Потом от него взяли восемь новых отводков, и из них вырастили такие же деревья в Джамбуколе, в деревне Тивакка (Tivakka), в Тхурапаме (Thūpārāmā), в Иссараманараме (Issaramanārāma), при дворе Патхамачетьи (Pathamacetiya), в Четьягири (Cetiyagiri), Каджарагаме (Kājaragāma) и Чандагаме (Candanagāma)[4][2][3].