Десантный катер


Десантные катера (ДКА) — подкласс боевых катеров в Военно-морских Флотах и Военно-морских силах многих государств мира.

По кодификации НАТО ДКА называются — Landing Craft Utility (LCU)[1]. Десантные катера получили широкое распространение и входят в состав почти всех флотов мира[2].

После Первой Мировой войны назрела необходимость в специализированных средствах доставки пехоты и вооружения на необорудованный берег. Основная поставленная задача на тот момент — доставка на берег танков, автомобилей и орудий с палуб транспортных судов. При этом средство должно было быть достаточно вместительным для перевозки груза, и в то же время имеющее габариты, позволяющие разместить его на борту транспорта. Также оно должно было быть достаточно лёгким для работы с бортовыми грузовыми стрелами транспорта. К 1938 году на английском предприятии «Торникрофт» был спроектирован тип катеров LCM-1 (Landing Craft Mechanized, в прямом переводе — Десантный катер для механических средств). В Британии новый тип катеров получил обозначение MLC (Mechanized Landing Craft — Механизированный десантный корабль). В Германии десантные катера именовались MFP (Marinefährprahm — морская десантная баржа). В США этот тип катеров получил обозначение LCU (Landing Craft Utility — Вспомогательное десантное судно). К началу Второй Мировой войны во флотах ведущих стран мира уже использовались подобные катера[3], исключением был Военно-Морской Флот СССР. Всего для ВМС США было построено 22 492 десантных катера типа LCVP. И 2 366 катеров было поставлено по Ленд-лизу.

После Второй Мировой войны был создан первый для СССР проект десантных катеров на основе американских, поставляемых по ленд-лизу LCM-6[4].

В начале 1960-х годов в СССР на основе разработок конструктора В. И. Левкова[5] были спроектированы и реализованы на практике ДКА на воздушной подушке с оригинальной схемой КВП камерного типа с ограждением.

В США к разработке десантных катеров на воздушной подушке приступили в начале 1970-х годов. Они получили обозначение LCAC и способны доставить на берег 1 основной боевой танк M1 Абрамс или 2 M41 Уокер Бульдог, или до 180 человек десанта за 1 рейс. Строительство катеров осуществлялось на верфях компаний Avondale Gulfport Marine и Textron Marine and Land Systems.