Серто, Мишель де


Мише́ль де Серто́ (фр. Michel Jean Emmanuel de La Barge de Certeau; 17 мая 1925, Шамбери, департамент Савойя — 9 января 1986, Париж) — французский историк, антрополог, культуролог, социальный философ; член Общества Иисуса (орден иезуитов).

Мишель де Серто родился в 1925 году в Шамбери, Савойя, Франция. Получил разностороннее образование, следуя средневековой традиции "академического путешествия" (Peregrinatio academica), когда ученик в поисках знаний путешествовал от одного учителя к другому. После получения степеней в области классической филологии и философию в университетах Гренобля и Лиона, он изучал труды Пьера Фавра (1506-1546), одного из основателей Ордена Иезуитов в Практической школе высших исследований (фр.École pratique des hautes études) под руководством Жана Орсибаля. Он учился в духовной семинарии в Лионе, где вступил в орден иезуитов (Общество Иисуса) в 1950 году и был пострижен в монахи в 1956 году. Серто вступил в Общество Иисуса в надежде заняться миссионерской деятельностью в Китае. В год своего пострижения, Серто стал одним из основателей журнала "Христос" (Christus), с которым он будет активно сотрудничать на протяжении большей части своей жизни. В 1960 году Серто защитил докторскую диссертацию в Сорбонне по христианской мистике иезуитов XVI-XVII вв. (Пьер Фавр, Жан-Жозеф Сюрен).

Серто преподавал в нескольких университетах: в Женеве, Сан-Диего и Париже. В 1970-е и 1980-е годы он опубликовал ряд работ, продемонстрировавших его интерес к истории мистицизма, феноменологии и психоанализу. Он привлек к себе общественное внимание после публикации статьи, критиковавшей майские события во Франции 1968 года. Большое влияние на взгляды Серто оказали в первую очередь, Зигмунд Фрейд, а также Жак Лакан, который вместе с Серто стоял у истоков неформальной «Школы Фрейда».

Наиболее известной и влиятельной работой де Серто является книга «Изобретение повседневности» (1980). Она посвящена повседневной жизни, жизни обычных людей, «пользователей» или «потребителей», вынужденных подчиняться правилам и действовать в соответствии с навязанными схемами и ожиданиями. В этой работе автор, совмещая свои разносторонние научные интересы, развивает оригинальную теорию повседневности, где «пользователи» ведут незримую борьбу, сопротивляются навязанным правилам и порядкам, изменяют их в процессе «освоения».