Дженсен, Артур


А́ртур Ро́берт Дже́нсен (англ. Arthur Robert Jensen; 24 августа 1923 — 22 октября 2012) — американский психолог, специалист по педагогической психологии, эмерит-профессор Калифорнийского университета в Беркли[1][2].

Известен работами в области психометрии и дифференциальной психологии. Дженсена оценивают как одного из 50 наиболее выдающихся психологов XX века[3]. Он является автором более 400 научных работ в реферируемых журналах[4] и входил в редакционные коллегии таких изданий, как «Intelligence» и «Personality and Individual Differences»[5][6].

Дженсен был главным сторонником позиции херидетарионизма — точки зрения в дискуссии «Социогенетизм или биогенетизм», согласно которой наследственность играет ведущую роль в формировании поведенческих свойств, таких как интеллект или личностные качества. Его выводы о связи интеллекта и расы вызвали множество споров в науке и обществе.

Артур Дженсен родился в городе Сан-Диего, штат Калифорния, в семье Линды Мэри (урождённой Шахтмайер) и Артура Альфреда Дженсенов, которые владели фирмой по производству строительных и пиломатериалов[7]. Его предки по отцовской линии были датскими иммигрантами, а мать имела наполовину еврейские, наполовину немецкие корни[8].

Он получил степень бакалавра в 1945 году в Калифорнийском университете Беркли, магистра в 1952 в Государственном колледже Сан-Диего, а в 1956 в Колумбийском университете защитил диссертацию по теме тематического апперцептивного теста. В последующие два года он занимался исследованиями в Институте психиатрии Лондонского университета.

По возвращении в Соединённые Штаты он стал исследователем и преподавателем в Калифорнийском университете в Беркли, где изучал индивидуальные различия в обучении, особенно влияние культурной среды, развития и наследственности на интеллект и усвоение знаний. В 1962 году в Беркли ему была предоставлена постоянная должность, а в 1964 он получил свой первый годичный отпуск для научной работы. Большую часть усилий он приложил к исследованию сложностей в обучении, возникающих у культурно обездоленных (англ. culturally disadvantaged) детей.