Джетыасарская культура


Джетыасарская культура (Джеты-асарская, от каз. Жетиасар — семь (много) крепостей) — археологическая культура раннего железного века и раннего средневековья начала I тыс. до н.э. — IX в н.э. Джетыасарские городища (более 50) расположены на древних протоках СырдарьиЭскидарьялык (Пракувандарья)[1] и расположенная южнее Кувандарьи[2]. Основная часть городищ расположена в полосе 45 — 90 км.[2] на левом берегу Сырдарьи, к югу от г. Кызылорды до г. Байконур в Кызылординской области Казахстана.

Джетыасарская культура связывается одними археологами с культурой древних тохаров и эфталитов, другими — с культурой кангюйских племён[2]. Многие атрибутируют археологическую культуру, близкую к культурами Средней Сырдарьи – отрарско-каратауской и каунчинской, которые считаются кангюйскими, с владением Яньцай, упомянутым в китайских источниках[3].

По одной из версий происхождения европейских авар, эти племена появились в результате объединения угров (уары) и ираноязычных хунни (хиониты), первоначально обитавших в районе Аральского моря и бежавших под натиском тюркютов. Гумилёв считал хионитов остатками алано-сарматских племен. В степях между Каспием и Азовом эти два племени были приняты за племя аба (абар), или, как говорит Феофилакт Симокатта «истинных авар». Этой версии придерживался М. И. Артамонов[4]. А. Г. Малявкин отождествлял Яньцай с аварами[3]. Таким образом, некоторые исследователи до некоторой степени связывают жетыасарскую культуру с предками авар[5]. От джетыасарской культуры происходит культура болотных городищ и кердерская культура. Передвижения осуществлялись под давлением перемещавшихся в конце VI — начале VIII века в пределах джетыасарского ареала новых этнических группировок из среднесырдарьинских районов в основном подвергшихся тюркизации отрарско-каратауского населения, а также тюркских племён Семиречья и Кара-тау[6].

Все городища Джетыасарской культуры хорошо укреплены, обязательно приурочены к древнему руслу, в их основе лежат одна или несколько двух-трёх этажных крепостей, по всей видимости выполнявших роль общинных домов. Население занималось ирригационным земледелием, скотоводством и рыболовством, через район городищ проходил важный караванный путь от Тянь-Шаня к устью Волги, и традиционные маршруты миграции кочевых оседлых племен. Наиболее крупные крепости: Алтын-асар (занимающая 17 гектаров), Курайлы-асар, Кара-асар, Базар-асар, Томпак-асар, Жалпак-асар, Бедаик-асар, Большой и Малый Кос-асары. Высота городищ над окружающей равниной от двух до десяти метров. Самое крупное центральное поселение населяли люди из знатного сословия[7].

Городища были окружены могильниками, в которых совершались захоронения в кирпичных склепах, ямах, ямах с нишами, ямах с подбоями.[8] Также встречаются катакомбы. Среди находок – фибулы, ременная гарнитура, зеркала, янтарные и стеклянные бусы, антропо- и зооморфные фигурки и налепы на керамике, золотые украшения, резные иранские геммы (камни-печати), китайский, индийский и другой импорт[9].