Джонанг


Джона́нг (тиб. ཇོ་ནང་ Вайли: jo nang) — традиция тибетского буддизма, основанная в Тибете Кунпангом Чодже Цондру (12431313). Школу иногда рассматривают как подшколу Сакья, однако Джонанг развивалась как самостоятельная школа и сами её представители не считают себя частью школы Сакья.

Один из учеников Соманатхи, мастер Калачакры Юмо Микио Дордже (XI век) считается тибетским родоначальником доктрины Жентонг, выражением сияющей абсолютной природы реальности, которая отражает третий «поворот колеса» Будды Шакьямуни. Эти воззрения, наряду с практикой Калачакра-тантры, стали позднее характерной чертой Школы Джонанг. От Юмо Микьё Дордже традиция переходила через таких держателей линии как: Дхармешвара, Намкха Озёр, Намкха Гьялцен, Шераб Озёр, и Чокьи Озёр. Затем, в 1294 Кунпанг Чодже Цондру (1243 — 1313) основал Монастырь Пунтсок Чойлинг в месте по имени «Джомонанг», в Цанге. С того времени духовная традиция, связанная с тем местом, стала упоминаться как «Джонанг», и те, кто придерживается методов, сохраненных, и переданных в том месте были известны как последователи линии «Джонанг».

Далее продолжателями традиции стали великие мастера Чангсем Гьялву Еше, Йонтен Гьялтсо и Долпопа Шераб Гьялцен. В течение восьмидесяти лет, которые последовали за смертью Долпопы, его опыт широко распространился и стал известен как доктрина «жентонг». Это позволило учению линии Джонанг процветать повсюду на Снежной Земле. Жентонг Долпопы не был единственным в Тибете: наряду с ним, существовал Жентонг его современника — Третьего Кармапы Рангджунг Дордже. Если Жентонг Долпопы отрицает пустоту от самобытия на абсолютном уровне, ограничивая её только относительным — то Жентонг Рангджунг Дордже признаёт пустоту от самобытия на абсолютном уровне, а не только лишь на относительном.

Долпопа отрицал пустоту от самобытия на абсолютном уровне, считая абсолютное пустым лишь от другого:

«Великие Колесничие, положившие начало Традиции. Они безошибочны и обладают всеми высочайшими достоинствами. В их традиции не всё является пустым от себя. Четко отделив то, что пусто собой, от того, что пусто другим, они говорили лишь, что всё, являющееся поверхностной реальностью, пусто от себя, а то, что является абсолютным, то пусто от другого.»[1]

Третий Кармапа Рангджунг Дордже совмещал два типа пустоты (пустоту от самобытия 18 видов — и пустоту от другого) на абсолютном уровне: