Калачакра


Калача́кра (санскр. कालचक्र, «Колесо времени») — идам (тантрическое божество, санскр.: дэва), используемое в наиболее сложной системе тантр — Калачакре-тантре (её основной текст носит то же название).

Калачакра — система буддийского мировоззрения, предполагающая, что человек и мир связаны, как микрокосм и макрокосм, и что изменяя своё бытие, человек может менять соотношения энергий во Вселенной. Ранние тексты её датируются примерно VIII веком н. э.[источник не указан 2893 дня]

Калачакра-тантра (санскр. कालचक्र तन्त्र, «Тантра колеса времени») — тантра, в индо-тибетской традиции считающаяся вершиной учений Ваджраяны.

Одна из идей «Калачакры» — доктрина единства бытия. Эстонский буддолог Л. Э. Мялль определял Калачакру как отождествление макрокосма с микрокосмом, вселенной с человеком. Он указывает, что, «согласно Калачакре, все внешние явления и процессы взаимосвязаны с телом и психикой человека, поэтому, изменяя себя, человек изменяет мир».[1]

Первая глава этой тантры посвящена космологии, астрономии, астрологии и теории календаря. Эти идеи «Калачакры» произвели такое впечатление на тибетцев, что они провели реформу календаря, введя систему шестидесятилетних циклов, принятую уже более тысячи лет в Китае. Причиной заимствования китайского календаря послужило то обстоятельство, что календарь «Калачакры» также основывается на шестидесятилетнем цикле, хотя и несколько ином, чем цикл китайского календаря (в том числе иное начало отсчёта каждого из шестидесятилетних циклов: в Китае это год свиньи, в Тибете — иной год). За «первоначальную» точку календарного отсчёта (первый год первого цикла — тиб. "рабджун") в Тибете был взят 1027 год, когда, в соответствии с тибетской традицией, буддийский учитель Чжу Атиша принёс текст «Калачакра-тантры» из страны Шамбала.

Калачакра-мандала — мандала в виде круговой или пространственной схемы мироздания, используемая в тантрической системе Калачакры.