Ваджраяна


Ваджрая́на (санскр. वज्रयान, IAST: Vajrayāna, тиб. རྡོ་རྗེ་ཐེག་པ, Вайли rDo-rje Theg-pa, Дордже Тэгпа; монг. Очирт хөлгөн — Ваджрная Колесница, Алмазная Колесница, Ваджрный Путь; также Тантра, Тантраяна (Колесница Тантры), (Гухья-) Мантраяна (Колесница (Тайной) Мантры), Пхалаяна (Колесница Плода)) — тантрическое направление, образовавшееся внутри Махаяны ориентировочно в V веке нашей эры. Ваджраяна распространена в России, Тибете, Непале, Монголии, Японии (школа Сингон-сю). В различные исторические периоды имела распространение на Шри-Ланке, в Индонезии, Китае, Корее, Мьянме, Вьетнаме, Камбодже, Таиланде. В отличие от пути Причины (Сутраяны) является путём Результата (поэтому и называется Тантраяна).

Ваджраяна датирована концом первого тысячелетия нашей эры[1]. Начиная с VIII века в Ваджраяне начали возникать отдельные школы: Ньингма, Кагью, Сакья, Кадам, Джонанг. Реформа, проведённая великим буддийским ламой Чже Цонкапой, трансформировала школу Кадам в Новый Кадам (Гелуг).

Ваджраяна — эзотерическая система, включающая целый ряд школ, соотносящихся с поздним буддизмом. Основное отличие выражается базовым махаянским высказыванием «сансара и нирвана — одно», выражавшим идею достижения освобождения не после смерти, а как некоторого психологического состояния, в котором человек осознает себя свободным. Ранний буддизм не отождествлял нирвану и сансару, но базовая махаянская установка провозглашает единство нирваны и сансары, отмечая, что дело здесь в качестве восприятия (пробуждённое сознание осознаёт единство их). В отличие от раннего буддизма ваджраяна имела в основе своей основной мифы Мирового дерева и Абсолюта (Ади-Будды, "Первоначального (или Безначального) Будды", идея эта не была присуща ранним школам буддизма). Ваджраяна одна из наиболее «психологизированых» эзотерических систем. Во многих практиках ваджраяны можно увидеть аналогию с шаманскими практиками поглощения духов, и путешествий шамана[2].

Некоторые учёные относят к ранней ваджраяне — японскую школу Сингон, "средней ваджраяне" — неварский буддизм и поздней ваджраяне — тибетский буддизм.

Санскритское слово «ваджра» (тиб. «дордже» — букв. «алмаз») имело ряд значений, но чаще употреблялось для обозначения громового скипетра бога Индры.

В буддизме «ваджра» означает "нерушимость, подобную алмазу", и "Просветление" / "Пробуждение", "подобное мгновенному удару грома или вспышке молнии" (так говорится в текстах по Ваджраяне). Поэтому слово «Ваджраяна» может быть буквально переведено как «Алмазная Колесница» или «Громовая Колесница» (последний вариант обычно не употребляется).