Уптон, Джон


Иван Иванович Уптон (при рождении Джон Аптон; англ. John Upton; 1774, Суссекс, Юго-Восточная Англия — 1851) — английский инженер-строитель, долгие годы работавший в Севастополе, где при покровительстве адмирала М. П. Лазарева спроектировал такие знаковые постройки, как Лазаревские казармы, Инкерманский акведук, Графская пристань и Башня ветров.

Сын Джона Аптона, служившего графу Эгремонту[англ.] инспектором (управляющим) в Петуортском поместье. Так как граф проявлял интерес к улучшению дорог и водных путей, вполне вероятно, что молодой Джон Уптон получил базовые инженерные навыки отчасти от своего отца во время усовершенствования усадьбы графа Эгремонта. В 1815 году Уптон работал над проектом строительства канала из Глостера, соединяющего город с рекой Северн в Беркли. Он предложил план[1], согласно которому канал должен соединиться с рекой в ​​районе Шарпнесса[англ.], а не в Беркли, что и было принято. Уптон также работал строительным подрядчиком в Южном Уэльсе.[2] К 1819 году он под общим руководством Томаса Телфорда работал геодезистом на строительстве участка дороги из Лондона в Холихед.[3]

В 1820-е годы Уптон участвовал в реализации неоготического проекта загородной усадьбы сэра Сэмюэла Мейрика под названием Гудрич-Корт. В 1826 году ему было предъявлено обвинение в растрате денежных средств при закупке строительных материалов для канала в Шарпнессе и предписано явиться в нортгемптонский суд присяжных заседателей[4]. За день до суда, в июле 1826 года, Уптон направился в российскую миссию в Лондоне, которая нанимала строительных инженеров для работ на черноморском побережье Российской империи. По другим сведениям, оказался на юге России в начале 1828 года из-за преследования кредиторами по долгам, связанным со строительством в Гудриче[4]. Автор проекта Гудрич-Корта, архитектор Эдвард Блор, рекомендовал Уптона новороссийскому генерал-губернатору М. С. Воронцову (для которого он спроектировал дворец в Алупке).

На русской службе инженер Уптон дослужился до звания полковника-инженера. В числе его заслуг: обустройство севастопольской гавани для захода больших кораблей; проектирование водоснабжения и дорог Севастополя. Принимал участие практически во всех строительных инициативах М. П. Лазарева, который в то время командовал Черноморским флотом. Переработав проект Антуана Рокура 1823—1824 годов, в 1835 году начал строительство Севастопольского водопровода.

Работал в Севастополе над строительством огромного комплекса сухих доков для Черноморского флота, которые были сданы незадолго до начала Крымской войны; по завершении осады Севастополя эти доки были разрушены британскими и французскими солдатами[5].

Известно и о деятельности Уптона за пределами Севастополя. Когда строительство Потёмкинской лестницы в Одессе было приостановлено из-за оползней, обвалов грунта и подтоплений, городским властям пришлось обратиться к Уптону как к опытнейшему инженеру. После корректировок, внесённых Уптоном в проект лестницы, строительство было благополучно завершено.