Барбиролли, Джон


Сэр Джон Барбиро́лли (англ. John Barbirolli, при рождении Джова́нни Батти́ста Барбиро́лли, итал. Giovanni Battista Barbirolli; 18991970) ― британский дирижёр и виолончелист итальянского происхождения.

Происходил из семьи итальянских музыкантов, поселившихся в Англии, его мать была француженкой. Учился в Тринити-колледже (1911―1912), затем у Херберта Уоленна в Королевской академии музыки (1912―1917), в 1917 дебютировал как солист-виолончелист. Первый опыт дирижирования приобрёл во время службы в армии (1917―1919), однако, демобилизовавшись, вернулся к исполнительской деятельности: играл в оркестре и выступал как солист, а с 1924 ― также в струнных квартетах. В том же 1924 году Барбиролли организует камерный оркестр и дирижирует им, делает несколько записей. В 1927 он впервые дирижирует Лондонским симфоническим оркестром, заменив Томаса Бичема, а с 1928 по 1933 занимает место приглашённого дирижёра театра «Ковент-Гарден». В эти годы Барбиролли также выступает с Шотландским симфоническим оркестром, Северным филармоническим оркестром Лидса, оркестром Халле в Манчестере и другими коллективами.

К концу 1930-х слава Барбиролли достигает США, и он получает приглашение продирижировать Нью-Йоркским филармоническим оркестром в сезоне 1936―1937. Успешные выступления привели к назначению его на пост главного дирижёра этого коллектива после ухода Артуро Тосканини в 1939. В 1942, в разгар войны, Барбиролли прибыл в Великобританию с целью провести серию концертов с крупнейшими британскими оркестрами. На короткое время он возвращается в Нью-Йорк, но вскоре покидает его и вновь приезжает в Великобританию, где возрождает оркестр Халле и становится его главным дирижёром (до 1970). В 1961―1967 Барбиролли ― главный дирижёр Хьюстонского симфонического оркестра, с 1961 он также сотрудничал с Берлинской филармонией. В последние годы жизни, несмотря на ослабшее здоровье, Барбиролли провёл крупные концертные туры по Латинской Америке (с оркестром «Филармония»; 1963) и СССР (Симфонический оркестр BBC; 1967). Последний концерт Барбиролли состоялся за несколько дней до его смерти.

В репертуаре Барбиролли были преимущественно сочинения поздних романтиков, и почти не было современной музыки, за исключением произведений Бриттена, чьи Скрипичный концерт и Симфония-реквием под управлением Барбиролли были исполнены впервые. Он также с успехом исполнял музыку Элгара, Делиуса и Воана-Уильямса (последний посвятил Барбиролли свою Восьмую симфонию), Брукнера и Малера. В качестве оперного дирижёра Барбиролли выступал сравнительно редко.