Джордани, Томмазо


Томмазо Джордани (итал. Tommaso Giordani; около 1733 года, Неаполь, Неаполитанское королевство — начало 1806 года, Дублин, Ирландия, Великобритания) — итальянский композитор[1].

Томмазо Джордани родился в Неаполе между 1730 и 1733 годами (по другой версии в 1744 году) у импресарио, певца, либреттиста Джузеппе Джордани и певицы Антонии Джордани. Он был братом танцора Франческо Джордани и певиц Марианны и Николины Джордани.

В 1745 году члены этой семьи, вместе с другими артистами, организовали небольшую оперную труппу, во главе которой встал отец будущего композитора. В том же году они покинули Неаполь и отправились на гастроли в Анкону и Пезаро. В 1747—1748 годах труппа выступала в Сенигаллии и Граце. В 1750 году — во Франкфурте и Зальцбурге. В 1752—1753 годах в Амстердаме и Париже. В конце 1753 года они прибыли в Лондон по приглашению Джона Рича выступать в Ковент-Гарден во время сезона 1753—1754 года. В Лондоне труппа пробыла до 1756 года. В том же году на сцене театра Ковент-Гарден состоялся дебют Томмазо Джордани как оперного композитора оперой-буффа «Комедиант, ставший певцом» (итал. La comediante fatta cantatrice) по собственному либретто. До этого времени в труппе он был клавесинистом. Неизвестно, как жил и чем занимался композитор с 1756 по 1764 год.

В начале 1764 года, вместе с семьёй, по приглашению театра Смоук Эллей прибыл в Дублин. За три последующих года сочинил пять опер-буффа, две из которых — «Ревнивые любовники» (итал. Gl'amanti gelosi) и «Опера нищих» (англ. The Beggar's Opera) потерпели фиаско, но три — «Дон Фульминоне» (англ. Don Fulminone), «Чародей» (англ. The Enchanter) и «Девушка с мельницы» (англ. The Maid of the Mill) имели успех у публики. Три последние оперы были представлены в период между январем и мартом 1765 года.

Томмазо Джордано остался в театре Смоук Эллей и на следующий сезон, в то время, как члены его семьи заключили соглашение с Королевским театром на Кроу-стрит. Для театра Смоук Эллей композитор написал оперу-буффа «Замаскированная любовь» (англ. Love in Disguise) и оперу-сериа «Китайский герой» (итал. L'eroe cinese) по либретто Пьетро Метастазио, которая стала первой оперой-сериа, поставленной в Ирландии. В марте 1767 года в концертном зале на Фишембл-стрит состоялся дебют Томмазо Джодани как церковного композитора ораторией «Исаак» (англ. Isaac). В том же сезоне он тоже переехал в Королевский театр на Кроу-стрит, где в 1767 году прошла премьера его оперы «Филлис при дворе» (англ. Phyllis at Court). Однако вскоре в адрес композитора прозвучали обвинения в плагиате, из-за чего он был вынужден покинуть Дублин и вернулся в Лондон.