Дизайн-система


Дизайн-система — набор компонентов, правил, предписаний и инструментов для повышения качества и скорости разработки продуктов, а также эффективной поддержки существующих. В английском языке для обозначения дизайн-систем чаще всего используют понятие «design language», определяя также его главное отличие от дизайн-системы – возможность использования вне сферы цифровых продуктов. Одним из примеров такого «визуального языка» может служить узнаваемое оформление автомобилей компании BMW (фары, решетка радиатора). Визуальный язык определяет базовые основы создания продуктов и решений.

Систематизация дизайна призвана через создание взаимосвязанных базовых элементов прийти к единому полю взаимосвязанных продуктов и решений. Другими словами, дизайн-системы помогают создать удобную экосистему продуктов, которая будет понятна разработчикам и пользователям.

Принципиально важным является разница между библиотекой готовых элементов и дизайн-системой, последнюю отличает исключительная детальная проработка всех нюансов. Ярким примером большой продуманной дизайн-системы является Design Language[1] компании IBM, описавшей все возможные варианты развития ее концепции в цифровых продуктах и представившей сообществу философию системы. IBM фиксирует особую роль дизайн-системы в структуре взаимоотношений «пользователь–продукт», «клиент–компания», «разработчик–продукт», «сотрудник–компания».

Основы стандартизации дизайна стали появляться вместе с развитием «швейцарского стиля», оформившегося в 1927 году благодаря Яну Чихольду[2]. Чихольд ввел в обиход не только ключевые понятия простоты, лаконичности и легкости восприятия, но и четко обозначил границы допустимости использования отдельных элементов в графическом дизайне. Также заслугой дизайнера является внедрение модульной сетки – системы, активно используемой в веб-разработке, полиграфии и создании элементов дизайн-систем.

Первые подходы к созданию дизайн-систем появились в 60-е годы прошлого века, когда в программировании стала применяться модульная система. Идея модульности развивалась с конца 50-х годов и постепенно вышла за рамки сферы программирования, охватив смежные области.

Другим важным фактом стало быстрое развитие графического дизайна и запрос на формирование устойчивых принципов фирменного стиля. В качестве примера часто приводят инструкцию для метрополитена Нью-Йорка[3], которая детально описывает использование всех элементов навигации, типографики, условных обозначений и графических элементов.