Нью-Йоркский метрополитен


Нью-Йо́ркский метрополите́н (англ. New York City Subway) — крупнейшая система метрополитена в мире по количеству станций, седьмая в мире по годовому пассажиропотоку[2]. Система появилась 9 октября 1863 года[комм. 1], когда в Нью-Йорке была открыта первая наземная линия. Позже появилась надземная (на металлических эстакадах) городская железнодорожная линия с канатной тягой, заменённой в 1871 году на паровую, а в 1890 году — на электрическую. Она не дошла до современности, будучи снесённой. Суммарная длина эксплуатируемых путей составляет 1370 км (из них для пассажирского движения используются 1070 км). Официальное количество станций — 472 (или 424, если каждый пересадочный узел считать за одну станцию). Метро охватывает 4 из 5 районов (боро) (в Статен-Айленде действует железнодорожная линия, частично интегрированная с метрополитеном). Эксплуатирует метро, как и другой городской и пригородный транспорт Нью-Йорка, компания MTA. Дополнительно город обслуживается системой PATH, соединяющей Манхэттен (центр Нью-Йорка) с городами Хобокен, Джерси-Сити, Гаррисон и Ньюарк в штате Нью-Джерси.

Как в большинстве других городов США и в отличие от метро Вашингтона, систему традиционно называют сабвей (англ. subway — подземная дорога), несмотря на то что в названии компании есть слово «metropolitan»[3] и что около 40 % путей являются наземными или надземными. Все они полностью обособлены от уличного движения и других видов транспорта, большинство пересечений между путями сделаны разноуровневыми.

Особенностью Нью-Йоркского метрополитена является организация движения поездов по маршрутам, каждый из которых проходит по одной или нескольким линиям. Число маршрутов составляет 29; большинство их делятся на экспресс-маршруты (останавливающиеся только на некоторых станциях) и локальные (со всеми остановками); для такого разделения маршрутов линия имеет 3 или 4 пути; кроме того, имеется несколько коротких маршрутов-челноков и одна пара маршрутов, действующих по принципу «скип-стоп». Система работает круглосуточно (закрываются на ночь только две станции, каждая из которых входит в свой пересадочный узел), маршруты меняются в зависимости от дня недели и времени суток.

До метро в Нью-Йорке существовал 95-метровый тоннель — так называемая пневматическая железная дорога, подвижной состав которой приводился в движение энергией сжатого воздуха[4].

Все железные дороги в штате Нью-Йорк, а также в городе Нью-Йорке, строились с использованием стандартной колеи, равной 1435 мм (4 английских фута и 8,5 дюймов). Это в принципе позволило бы в перспективе (при предварительном согласовании других параметров, например габаритов поездов) соорудить единую сеть железных дорог и метрополитена, однако в городе Нью-Йорке это не случилось.