Дипломатическая защита


Дипломатическая защита — призвание государством, посредством дипломатических мер или других средств мирного урегулирования, к ответственности другого государства за вред, причиненный международно-противоправным деянием этого государства физическому или юридическому лицу, являющемуся гражданином или имеющему национальность первого государства, в целях имплементации такой ответственности[1].

На данный момент отсутствуют какие-либо единые правовые акты, которые регулировали бы вопрос и средства дипломатической защиты. В 2006 году комиссия международного права ООН опубликовала доклад со статьями, посвящёнными дипломатической защите. 6 декабря 2007 года 62 сессия Генеральной ассамблеи ООН приняла резолюцию A/RES/62/67, которой рекомендовала национальным правительствам изучить проект статей, посвящённых дипломатической защите[2].

Вопрос о толковании понятия является дискуссионным. Так, Е. М. Борчард в 1915 году указывал, что «Дипломатическая защита по своей природе есть международный процесс, заключающийся в „призыве“ одного государства к другому исполнить обязательства, вытекающие из их взаимных прав и обязанностей»[3]. С. Джозеф придерживался мнения, что «Дипломатическую защиту можно определить как процедуру реализации ответственности государства за нарушения международного права в результате причинения юридического вреда личности или имуществу гражданину какого-либо государства»[4]. Постоянная палата международного правосудия сформулировала следующий подход: «выступая на стороне одного из своих граждан и принимая дипломатические меры или возбуждая международное судебное разбирательство от его имени, государство фактически отстаивает свое собственное право, — право обеспечивать применительно к своим гражданам уважение норм международного права»[5].

Некоторые авторы особенно отмечают мирный характер разрешения спора, возникающего из совершенного государством международно-противоправным деянием[6].

Дипломатическая защита имеет публично-правовой характер, поскольку осуществляется при содействии дипломатических представительств (одна из функций)[7]. Следовательно, применять меры дипломатической защиты может государство с учётом мнения индивида (п. b ст. 19 Проекта статей)[1].

Некоторыми исследователями также выделяется соблюдение «доктрины чистых рук»: пострадавшее лицо вправе пользоваться дипломатической защитой государства гражданской (национальной) принадлежности лишь тогда, когда с его стороны нет нарушений в отношении того государства, к которому будут предъявлены претензии[8].