Дирижабельная почта


Дирижа́бельная по́чта, или цеппели́нная по́чта (англ. Zeppelin mail), — один из видов воздушной почты, при котором почтовые отправления перевозились преимущественно немецкими цеппелинами, использовавшимися в гражданских целях с 1908 по 1939 год. Во время многих полётов дирижаблей осуществлялась перевозка почты, иногда в значительных количествах. На конвертах обычно ставились оттиски специальных почтовых штемпелей, а ряд государств даже выпустили почтовые марки, специально для оплаты почты, перевозимой дирижаблями.

Первым цеппелином, который перевёз почту, стал LZ 4 в июле 1908 года[1]. Вскоре за ним последовал LZ 3. На первых рейсах специальные штемпели не применялись. Первым таким штемпелем стал овальный штемпель с надписью «Luftschiff / Signalpost» («Дирижабль / Сигнальная почта») по кругу и «Z III» в центре, который применялся на борту LZ 6 (Z 3) с 27 августа по 27 октября 1909 года[2][3].

К 1911 году использовался ряд различных почтовых штемпелей. Типичным примером их является круглый штамп с надписью «An bord des / Zeppelin / Luftschiffes» («На борту дирижабля „Цеппелин“»), с указанием даты в центре и названием дирижабля внизу. Корреспонденция гасилась такими штемпелями на борту дирижабля прямо во время полёта в небольшом почтовом отделении.

В 1914 году дирижабли были мобилизованы для военных нужд и после этого перевозку гражданской почты не осуществляли, хотя в армии при пересылке военной корреспонденции применялись специальные ручные штемпели.

В конце августа 1919 года дирижабль LZ 120 «Bodensee»[4] принял на борт первых пассажиров[5][6], а в сентябре (октябре?) начал перевозку почты[7]. Последний коммерческий полёт «Bodensee» состоялся в начале декабря того же года[8]. При этом использовались почтовые штемпели почти так же, как и перед войной, вплоть до 1921 года, когда дирижабль был передан Италии в качестве репарации. Очень короткое время в 1924 году осуществлялась перевозка почты на борту LZ 126[en] до его передачи США и переименования в USS Los Angeles (ZR-3). «Лос-Анджелес» несколько раз перевозил почту между Лейкхерстом в штате Нью-Джерси, Бермудами и Маягуэсом на острове Пуэрто-Рико.