Диспетчерская централизация


Диспетчерская централизация — система управления движением поездов из одного центрального пункта с применением средств автоматики и телемеханики[1]. Диспетчерская централизация является сочетанием устройств электрической централизации и автоблокировки.

При диспетчерской централизации управление стрелками и сигналами раздельных пунктов всего железнодорожного участка сосредоточено у поездного диспетчера, а движение поездов по перегонам регулируется автоблокировкой. Устройства диспетчерского контроля движения поездов применяется в виде систем, автоматически снабжающих участкового поездного диспетчера информацией о движении поездов на участке, о показании входных и выходных светофоров и о состоянии главных и приёмо-отправочных путей (свободны или заняты) промежуточных станций. Местонахождение поездов и состояние путей и сигналов отражается на светосхеме табло, установленного на диспетчерском посту[2].

В СССР уже в 1923 году участок дороги Москва - Александров стал полигоном для отработки новых технических средств диспетчерской службы, через два года диспетчерское управление было внедрено на Октябрьской и Московско-Казанской железных дорогах, а к 1933 году - на всех железных дорогах страны. Практическое применение диспетчерской централизации началось в 1936 году на участке Люберцы - Куровская в Московской области. В дальнейшем, именно в СССР была создана первая в мире автоматизированная система управления для диспетчерской службы железнодорожного транспорта с использованием ЭВМ (система "Участковый диспетчер"), в первой половине 1980х годов на Свердловской и Южно-Уральской железнодорожных линиях в опытную эксплуатацию была введена АСУ "Дорожный диспетчер". С ноября 1983 года завершена комплексная автоматизация управления Транссибирской магистралью (с этого времени управление движением по магистрали длиной свыше 8 тыс. км могли осуществлять два диспетчера-ревизора)[3].

Комплекс устройств диспетчерской централизации включает в себя автоматическую блокировку на перегонах, электрическую централизацию на станциях и аппаратуру телеуправления и телесигнализации (ТУ-ТС), передающую управляющие и известительные приказы.

Управляющими приказами называются команды, необходимые для управления движением поездов, такие как команда на установку маршрута и открытие светофора. Управляющие приказы формируются на пульте центрального поста, преобразуются в сигналы телеуправления, которые передаются на контролируемый пункт, где демодулируются, декодируются и воздействуют на аппаратуру электрической централизации.