Дитрих Бернский


Дитрих Бернский (нем. Dietrich von Bern) — герой германского цикла эпических сказаний, в своей древнейшей части восходящих к преданиям эпохи Великого переселения народов.

В основе сюжета Дитриха Бернского лежат сказания о распре короля остготов Теодориха (475—526) с вождём германских наёмников Одоакром (ум. 493). В дальнейшем процессе сложения эпоса менее популярное имя Одоакра (засвидетельствованное лишь в древнейшей форме эпоса) заменяется именем остготского короля Эрманариха (ум. 375), который превращается в дядю и недруга Теодориха-Дитриха; само предание входит в широкий круг сказаний об Аттиле, при дворе которого Теодорих-Дитрих проводит годы своего изгнания, и включает в себя ряд широко распространённых мотивов героического эпоса, — в том числе древний мотив боя отца с сыном, имеющий параллели в ирландских (Кухулин), персидских (Рустем и Зораб), древнегреческих (Одиссей и Телегон), а также русских (Илья Муромец и Сокольничек) героических сказаниях. В позднейших формах сказание о Дитрихе Бернском контаминируется и с циклом «Нибелунгов».

Дальнейшее оформление эпоса определяется социальной средой его бытования: сказание о Дитрихе Бернском рано становится достоянием шпильманской поэзии, обслуживавшей в значительной степени и крестьянство; по многочисленным указаниям средневековых хроник о Дитрихе Бернском «поют и сказывают мужики». Отсюда — своеобразное преломление эпоса, превращение германского витязя, предводителя дружины, в гонимого судьбой борца за попранное право, самоотверженного заступника обиженных, отдающего своё царство в выкуп за своих богатырей и пешим уходящего в изгнание; отсюда — обрастание сюжета многочисленными сказочными мотивами, эпизодами борьбы Дитриха с карликами и великанами, мотивами, бытовавшими в немецкой крестьянской среде. В церковной традиции Дитриха Бернского как еретика живьём уносит дьявол (хроники).

Из эпических обработок цикла Дитриха Бернского сохранились: «Песнь о Хильдебранте» (древняя запись около 800, сделанная в монастыре Фульда двумя лицами на обёртке духовного кодекса; народная песня XVI века), «Бегство Дитриха» и «Битва при Равенне» (составленные в конце XIII века австрийским шпильманом Генрихом Фоглером[de]), «Смерть Альпхарта» (северо-баварская обработка серии XIII века), «Король Лаурин, или малый розовый сад», «Большой розовый сад», «Выезд Экке», «Сигенот» и «Виргиналь» (дошедшие в многочисленных списках и лубочных изданиях позднего средневековья).

Из Саксонии предание о Дитрихе Бернском переходит и в скандинавские литературы; в первой половине XIII века в Норвегии составляется «Тидрек-сага», объединившая все старые сказания и контаминировавшая их с «Нибелунгами» и сказаниями других циклов.

В эпоху Тридцатилетней войны сказание о Дитрихе Бернском умирает в Германии. На Фарерских островах в конце XIX века бытовали песни-баллады о Дитрихе Бернском, последний отголосок героических баллад (вис), порождённых в Дании, Норвегии и на Фарерских островах сагой о Тидреке.