Доклендс


Доклэндс (англ. London Docklands) — полуофициальное название территории к востоку и юго-востоку от центра Лондона, протянувшейся по обоим берегам Темзы восточнее Тауэра. В настоящее время зона старых доков разделена между административными округами Тауэр-Хэмлетс и Ньюхэм на левом берегу Темзы (см. Ист-Энд) и округами Саутуарк и Гринвич на правом берегу. Доки были раньше частью Лондонского порта, бывшим раньше одним из самых больших портов мира. Правительство Маргарет Тэтчер развернуло программу модернизации Доклендса, и сейчас они превращены в основном в жилые и коммерческие здания. Название «Доклендс» впервые было употреблено в правительственном докладе о планах развития в 1971 году, но с тех пор уже стало абсолютно всеми используемым. Это также вызвало конфликт между старыми и новыми коммунами Доклендс.

В римские времена и средневековье корабли пришвартовывались в основном к берегам на территории нынешнего Сити или Саутворка. Однако при таком размещении корабли становились лёгкой добычей воров, а также серьёзно вставала проблема нехватки мест у берега. Первые доки (которые затем превратились в Коммерческие Доки Сюррея), построенные в 1696 году, были призваны решить эти проблемы путём предоставления просторной защищённой и охраняемой стоянки для судов с местом для примерно 120 судов. Эти доки имели огромный коммерческий успех и со временем дважды увеличивались, в Георгианскую и Викторианскую эпохи.

Первым доком в Георгианскую эпоху стал док Вест-Индия (открыт в 1802 году), затем док Лондон (1805), док Ист-Индия (открыт также в 1805 году), Доки Сюррея (1807), Санта-Катарина (1828) и Вест-Индия Саут (1829). В викторианскую эпоху доки строились восточнее и были построены доки Роял Виктория (1855), Миллуолл (1868) и Роял Альберт. Док Король Георг V был добавлен позднее, уже в 1921 году.

Существовало три основных типа доков. «Мокрые доки» — доки, где корабли вставали на якорь, разгружались и загружались. «Сухие доки» были гораздо меньше и вмещали лишь по одному кораблю для его ремонта. Новые корабли строились на верфях вдоль берега реки. Кроме того, вдоль реки стояло огромное количество складов, в реку выдавалось множество пирсов и пристаней. Обычно каждый док имел специализацию на определённом товаре. Например, Доки Сюррея специализировался на брёвнах, Миллуолл принимал пшеницу, Санта-Катарина специализировалась на шерсти, сахаре и каучуке.