Дороги Ирландии


Остров Ирландия, на котором расположены Республика Ирландия и Северная Ирландия, обладает развитой системой автомобильных дорог. Общая длина дорог составляет десятки тысяч километров, в основном все они с твёрдым покрытием. В течение веков дороги проделали путь от грунтовых, пригодных только для пешеходов и всадников, до современных автомагистралей.

В Ирландии с древних времён существовали дороги, служащие для связи между поселениями и в качестве торговых путей. Ирландия никогда не была частью Римской Империи, поэтому древние римские дороги на острове отсутствуют. Однако, с давних времён в Ирландии делались насыпи, называемые тохер (ирл. tóchar), представляющие собой каменные дороги через болота, и встречающиеся в различных регионах острова[1]. В Манстере при раскопках была обнаружена каменная дорога эпохи Железного века[2].

В Анналах четырёх мастеров есть упоминание о существовании к 123 году н. э. пяти главных дорог (ирл. slighe), ведущих к Таре.

В Республике Ирландия действует развитая сеть автодорог, пронизывающая все части страны. На конец 2007 года эксплуатировалось 5427,58 км дорог государственного: 2743,606 км автомагистралей и государственных первичных дорог и 2683,974 км государственных второстепенных дорог[3], которыми заведует Национальное Дорожное управление (National Roads Authority, NRA). Дополняет их сеть прочих дорог общего пользования, включающая 11 630 км региональных дорог и 78 972 км локальных дорог местного значения.

Дорожная сеть страны имеет ярко выраженную фокусировку на Дублин, в рамках программы Transport 21 производится продление автомагистралей к другим крупным городам. В соответствии с этой программой, к концу 2010 года автомагистрали или близкие к ним по классу дороги должны соединить Дублин с Корком, Лимериком, Голуэем, Уотерфордом, Белфастом.

Основные дороги в большинстве относятся к классу автомагистралей, они носят название «государственные дороги» (англ. national roads) и разделяются на два класса — первичные и вторичные.