Древин, Александр Давыдович


Алекса́ндр Давы́дович Дре́вин (настоящее имя Александр-Рудольф Древиньш, латыш. Aleksandrs Rūdolfs Drēviņš; 3 [15] июля 1889, Венден, Лифляндская губерния, Российская империя — 26 февраля 1938, Бутовский полигон, Московская область, РСФСР, СССР) — российский и советский художник латышского происхождения.

Родился в семье слесаря[1]. Раннее детство будущего художника прошло в небольшом латышском городке Вендене Лифляндской губернии. В 1895 г. семья переехала в Ригу, где отец «в поисках лучшего заработка» поступил на одну из местных фабрик[2]. Переезд из «Лифляндской Швейцарии» с глубокими оврагами и живописной долиной реки Гауя в рабочие кварталы рижской окраины, совершенно лишенные растительности, «вместо которой всюду чернеют шлаковые пустыри и глухие стены заводов… запечатлелся во мне навсегда», писал Александр Древин в своей творческой автобиографии (1933)[2].

В 1903 г. окончил Екатерининскую школу в Риге и в 1904 г. поступил в Приготовительную мореходную школу при Магнусгофском училище дальнего плавания, которую окончил в 1907 г.[3] В 1906 г. арестовывался за участие в революционных событиях, после чего был вынужден на полгода уехать в Смоленскую губернию. По собственному признанию, к 19-ти годам он «не знал ничего о живописи и не видел ни одной картины» и своим первым увлечением искусством был обязан одному из товарищей по мореходной школе. «Это новое увлечение настолько захватило меня, что я забыл о мореходной школе и начал писать этюды с природы, без указаний, так как товарищ мой тоже был начинающий и никого из художников мы не знали[2].

В 1908 г. Древин поступил в Рижскую городскую художественную школу, где учился у Вильгельма Пурвитиса и познакомился с живописью импрессионистов[2]. В 1912 г. участвовал тремя работами во 2-й выставке латышских художников в Риге, одну из его импрессионистических работ приобрёл Рижский художественный музей[4]. В 1914 г. окончил художественную школу и сблизился с вернувшимся из Парижа Язепсом Гросвальдом (учеником Холлоши и ван Донгена), что дало Древину возможность познакомится с современными модернистскими тенденциями в живописи. Гросвальд и Древин вместе с Карлом Иогансоном, Валдемаром Тоне и Конрадом Убансом создают объединение молодых латышских художников-авангардистов «Зелёный цветок» (латыш. Zaļā puķe)[5].

В 1915 г. в связи с началом первой мировой войны и угрозой оккупации Древины, как беженцы, покинули Ригу и вскоре обосновались в Москве. В сентябре Александр Древин участвует в выставке латышских художников в пользу беженцев в Петрограде в галерее Н. Е. Добычиной, в этом же году становится членом общества «Бубновый валет»[3]. В 1915—1917 гг. Древин работает над серией картин, объединённых темой «Беженки», в которой впервые проявилась самостоятельность его творческой индивидуальности[5].