Древнеримская философия


Древнеримская философия — философия Древнего Рима. Находилась под сильным влиянием древних греков и школ эллинистической философии, однако её философские школы имели и свои уникальные разработки. Интерес к философии был впервые пробужден в Риме в 155 году до нашей эры афинским посольством, состоявшим из академического скептика Карнеада, стоика Диогена Вавилонского и перипатетика Критолая[1].

В это время Афины пришли в упадок как интеллектуальный центр мысли, в то время как в новых местах, таких как Александрия и Рим, проводились различные философские дискуссии[2].

Обе ведущие школы права римского периода, сабинианская и прокулианская, черпали свои этические взгляды из чтения стоиков и эпикурейцев соответственно[3], что позволило конкуренции между мыслями проявиться в новой области римской юриспруденции. Именно в этот период зародилась общая для западной философской литературы традиция комментирования трудов Аристотеля[2].

Римская философия включает в себя не только философию, написанную на латыни, но и философию, написанную римскими гражданами на греческом языке. Среди важных ранних латиноязычных писателей – Лукреций, Цицерон и Сенека Младший. Греческий язык был более популярным языком для написания философских статей, настолько, что римский император Марк Аврелий решил написать свои «Послания к самому себе» на греческом языке. Позже, с распространением христианства внутри Римской империи, появилась христианская философия святого Августина Иппонийского. Одним из последних философских писателей древности был Боэций, чьи труды являются главным источником информации о греческой философии в первые века Средневековья[1].

Хотя философов обычно классифицируют по школам, некоторые философы римского периода придерживались эклектических убеждений, принимая учения более чем одной школы. Сабинянская и прокулейская школы права, две крупнейшие школы юридической мысли римского периода, в значительной степени заимствовали свое понимание этики из стоицизма и эпикурейства соответственно, что снова дало толчок философской мысли влиять на жизнь в римский период.

В то время как юристы и аристократы часто восхищались философией, из императоров выделяется близость Адриана к философии, черта, которая, вероятно, усиливалась его филэллинизмом. Согласно записям, Адриан посещал лекции Эпиктета и Фаворина во время своих поездок по Греции и вложил значительные средства в попытки возродить Афины как культурный центр древнего мира с помощью методов централизованного планирования со своей стороны[4]. Адриан высоко ценил философию, что было необычно для римских императоров, которые часто были безразличны, если не выступали против нее как практики. Эти настроения в пользу философии разделяли также императоры Нерон, Юлиан Отступник и Марк Аврелий – двое последних из них сегодня считаются философами.