Эллинистическая философия


Эллинистическая философия — последний период развития философии Древней Греции, последовавший за Аристотелем. К основным чертам эллинистической философии относят этическую направленность и адаптацию восточных религиозных моментов. В IV в до н. э. центром философии были Афины, где сформировалось 4 школы: Академия, Ликей (перипатетики), «Сад» (эпикурейцы) и Стоя (стоики)[1].

Формирование среди греков нового взгляда на мир было обусловлено исторической ситуацией в античном мире. После попытки Александра Македонского создать масштабную империю, смешав при этом самые разные культуры, в греческую философию начали проникать элементы других культур. Греческий мир перестал быть компактной совокупностью полисов, он стал империей, включавшей в себя различные народы. Однако и культура эллинов оказала своё существенное влияние на вавилонян, сирийцев, египтян и др.

Переломным стал III век до н.э. С одной стороны, в этот период правители становились покровителями философов, что способствовало развитию науки. Однако с другой, начало кардинальным образом меняться политическое устройство. Полководцы Александра Македонского (диадохи) не сумели сохранить его империю единой, а потому в отдельных государствах начали возникать военные диктатуры, тирании. Между правителями непрерывно шли войны, что делало жизнь людей абсолютно нестабильной. Уже из-за этого мировоззрение греческого общества начало меняться кардинальным образом. Если раньше управление городом-государством считалось общим делом, каждый уважающий себя гражданин должен был так или иначе участвовать в политической жизни, то теперь занятия политикой становились непривлекательными, крайне опасными. Наоборот, люди начали желать прожить «незаметную» жизнь, только чтобы их никак не коснулась политика. Из этой предпосылки затем и выстроилось эпикурейское отношение к общественной жизни, которая должна ограничиваться кругом близких людей. В то же время, была утрачена политическая стабильность и в вопросах смены правителей. Регулярно совершались свержения тиранов, на их место приходили новые правители. Если правитель был покровителем какого-нибудь учёного, то последний не мог быть уверен в том, что завтра его патрона не убьют. Весь этот хаос в политической жизни в совокупности с постоянными войнами заставил людей обратиться от внешних, общественных дел внутрь себя, начать поиски нового способа жизни в непривычных условиях[2]. Философские школы появляются в самых отдаленных уголках греческого мира от Крыма до Западного Средиземноморья.