Древс, Артур


Кристиан Генрих Артур Древс (нем. Christian Heinrich Arthur Drews; 1 ноября 1865, Итерзен, Германия — 19 июля 1935, Ахерн, Германия) — немецкий философ, писатель и значительный представитель немецкого монизма. Профессор философии Университета Карлсруэ. Известен работами, которые вызывали бурные полемики: неортодоксальные взгляды на религию, инструментальная база немецкого неоязычества, критика философии Ницше.

Кристиан Генрих Артур Древс стал профессором философии и немецкого языка в Высшей технической школе в Карлсруэ. Он приобрел международную известность благодаря своей книге «Миф о Христе», опубликовав тезис, который отрицает историчность Иисуса. Последние несколько лет своей жизни он был участником движения свободной религии для вдохновения на более либеральную форму поклонения.

Артур Древс, ученик Гартмана, наряду с Бруно Бауэром и Альбертом Кальтхофом[нем.] принадлежит к известным немецким полемистам, отрицающим реальность существования Иисуса Христа в истории. Его произведение Миф о Христе (нем. Die Christusmythe; 1909) вызвало многочисленные открытые дискуссии, широкие протесты христианской общественности и уничтожающую критику со стороны историков, богословов, экзегетов всех конфессий, исследователей Нового Завета: И. Вайса[4], Г. Зодена[5], А. Юлихера[6], С. Булгакова[7], С. Зарина[8], Д. Хвольсона[9], М. Гогеля[10] и других.

Альберт Швейцер в «Истории исследования жизни Иисуса» (нем. Geschichte der Leben-Jesu-Forschung; 1913) разбирает тезисы Древса в отдельной главе[11]. Николай Бердяев объясняет выступление Древса против историчности Христа «религиозным антисемитизмом» и приверженностью арианству[12].

В течение более десятилетия «Миф о Христе» не сходил с книжного рынка. Только в Германии к 1924 г. вышло 14 его изданий. Книга была переведена на многие языки, в том числе и на русский, но в дореволюционной России она не увидела света: по решению царской цензуры перевод был сожжен[13].

В соответствии с методологическим указанием В. И. Ленина[14][15] работы Древса с купюрами неоднократно издавались в СССР в 20-х годах как произведения, частично отвечающие задачам советской антирелигиозной пропаганды.