Дриё ла Рошель, Пьер


Пьер Дриё ла Рошель (фр. Pierre Drieu la Rochelle, 3 января 1893 года — 15 марта 1945 года) — французский писатель.

Пьер Дриё ла Рошель, с одной стороны, является одним из самых знаменитых французских писателей середины XX века, признанным классиком, с другой стороны — интеллектуалом-маргиналом, который пришел в литературу на волне популярности сюрреализма, но затем его литературный радикализм трансформировался в политический.

Дриё родился в 1893 году в мелкобуржуазной семье выходцев из Нормандии, в 10-м округе Парижа. Его отец был адвокатом, он женился на матери писателя, Эжени-Мари Лефевр, из-за её приданого. Несмотря на то, что Пьер был блестящим студентом, ему не удалось сдать итоговый экзамен в Свободной школе политических наук. Он участвовал в Первой Мировой войне, трижды был ранен. Военный опыт оказал на него глубокое влияние. Дриё обобщил свой военный опыт в безупречной по мастерству серии новелл «Комедия Шарлеруа». Война серьёзно повлияла на его сознание. Позднее Дриё говорил: «Чего бы я не касался, всё было или намеком на войну, или излишним балластом».

Отвращение к грязному политическому миру, провоцировавшему войны, испытывал не только участник жестокой битвы при Шарлеруа. Воевавший на другой стороне немецкий писатель и легендарный офицер Эрнст Юнгер в знаменитой книге «Война как внутренний опыт» писал: «Современному миру недостаёт культуры войны — морального сознания того, что война может быть делом чести… Вот он, настоящий человек, гениальный солдат, элита центральной Европы. Настоящая раса, умная, сильная и волевая».

В том же 1922 году Дриё ла Рошель издал книгу «Масштаб Франции». Переживая упадок своей Родины, он утверждал: «В 1914 г. Франция была подавлена численностью и организацией немецких войск, а в 1918 г. спасена вмешательством многочисленных американских соединений». С первых творческих шагов писателя в его произведениях ощущалось разочарование вчерашнего бойца, не желавшего примириться с потерей Франции первого места в мире. Он упрекал французов в том, что они упиваются своей посредственностью. В 1920-е годы Дриё, наблюдая сходные явления по всей Европе, пришёл к выводу о конце эпохи самостоятельных государств.

После войны одно время участвовал в движении сюрреалистов и дружил с Луи Арагоном; некоторое время был близок к СФИО, а затем — к партии бывшего члена радикал-социалистов Гастона Бержери «Front commun». Однако позднее, испытывая страх перед неизбежной, по его мнению, гибелью западной цивилизации и культуры, писатель заболевает чрезвычайно модными в Европе идеями фашизма. Он, как и многие ему подобные, понимал фашизм, как радикальное обновление изжившего себя демократического буржуазного мира. Его увлекала Италия, но после поездки в Германию в 1934 году Дриё возложил все надежды на национал-социалистическое государство. «В гитлеровской Германии есть какая-то моральная сила», — написал он в книге «Масштаб Германии».