Дубелир, Григорий Дмитриевич


Григо́рий Дми́триевич Дубели́р (20 августа (1 сентября) 1874, Санкт-Петербург — 10 сентября 1942, Янгиюль, Ташкентская область, ныне Узбекистан) — российский учёный, специалист по городскому планированию. В 1910-е годы выполнил пионерские исследования по адаптации городской планировки к неизбежному резкому увеличению количества автомобилей[2].

В 1898 году окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения[3]. За смелый и оригинальный дипломный проект «Строительство метрополитена в Москве» был удостоен особой премии.

После окончания работает инженером на строительстве ж/д моста через р. Пахра, помощником заведующего трамвайным отделом в Электротехническом обществе «Унион», принимает участие в строительстве первых электрифицированных подъездных путей Российской империи (ныне Польша): Лодзь - Згерж, Лодзь - Пабьянице, в проектировании трамвая в городах Царицын и Смоленск.

В 1904 году был принят на работу в Киевский политехнический институт. Так как он не имел звания профессора, то институт принял его на должность штатного преподавателя, исполняющего обязанности экстраординарного профессора. При этом ему было поставлено условие защиты диссертации в двухлетний срок[4]. Занимался вопросами городского планирования, в частности, оптимизацией сети автомобильных дорог. В 1910 и в 1912 годах издал две книги — «Планировка городов» и «Городские улицы и мостовые» — ставшими основополагающими трудами в данной области исследований[2]. Совместно с выдающимися немецкими градостроителями Йозефом Штюббеном и Теодором Гекке, а также главным архитектором Хельсинки Бертелем Юнгом в 1913 году участвовал в жюри конкурса проектов расширения Ревеля. Именно он, хорошо представляя сущность городского движения, настоял на исключении идеи подземного движения из программы конкурса. История доказала правильность этого решения: метро в Таллине не было построено и нужды в нём так и не возникло[5]. Много занимался практической деятельностью. В частности, вместе с архитектором Павлом Алёшиным в 1918 году составил проект планировки Мурманска[6].

С 1916 года был профессором Петербургского института инженеров путей сообщения, с 1930 — Ленинградского автодорожного института, c 1940 — Московского автодорожного института[3]. Участвовал в работе Объединения архитекторов-урбанистов (АРУ)[7].

После Октябрьской революции более не занимался градостроительством и сконцентрировался на исследованиях, посвящённых качеству дорожного покрытия[2].