Дузе, Элеонора


Элеоно́ра Ду́зе (итал. Eleonora Duse; 1858, Виджевано, Италия — 1924, Питтсбург, США) — всемирно известная итальянская актриса, обладательница прозвища «Божественная» (la Divina). Наряду с Сарой Бернар считалась величайшей театральной актрисой своего времени[5][6].

Родилась в актёрской семье армянского происхождения[7][8][9][10]. Её дед Луиджи Дузе (Дузян, Дюзян) был основателем театра Гарибальди в Падуе. В четырёхлетнем возрасте начала играть в труппе своих родителей[11], ездила с ними по городам Италии. Её первым серьёзным успехом было исполнение главной роли в драме Золя «Тереза Ракен» (1879).

В 1881—1883 гг. состояла в браке с актёром Тебальдо Маркетти[it] (1844—1918), выступавшим под псевдонимом Кекки (Checchi); родила дочь. Много общалась с представителями скапильятуры. В 1886 г. создала собственную театральную компанию и к 30-ти годам стала самой известной актрисой Италии.

Играла в пьесах Дюма-сына («Дама с камелиями»), Сарду, Ибсена («Гедда Габлер», «Кукольный дом» и др.), Зудермана, Метерлинка («Монна Ванна»). Арриго Бойто, с которым актриса была в тайной связи, перевёл для неё «Антония и Клеопатру» Шекспира.

После 1890 года выступала в основном за пределами Италии, по большей части во Франции. Успешно гастролировала в США, Южной Америке, Российской империи (1891—1892, 1908). В начале 1890-х гг. состояла в связи с русским художником Александром Волковым и одно время жила в его палаццо на Гранд-канале; их любовная переписка опубликована[12].

В 1895—1904 годах была близка с Габриеле Д’Аннунцио, который вывел её в романе «Пламя[it]» (1900). Актриса разорвала эту связь, когда писатель предложил играть Анну во французской премьере драмы «Мёртвый город» её многолетней сопернице Саре Бернар. В 1905 г. сыграла в Париже Василису в драме Горького «На дне».